По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Архитектор в музее. Критерии. Принципы. Вдохновение

А.В. Белоусов член Союза архитекторов России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН)

Исходя из личного опыта, автор предлагает ознакомиться со своим подходом к организации как отдельных экспозиционных пространств, так и Музея в целом, учитывая особенности экспозиционного материала и места размещения объекта.

«СТРАНА — ЭТО ЕДИНСТВО НАРОДА, ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ»

(Д.С. Лихачёв)

Тема музея в архитектурном творчестве — одна из самых интересных, социально значимых, престижных и очень желанных. Проектирование музея и его последующая реализация — большая жизненная удача для любого архитектора.

Так случилось, что мне повезло. В 1997 году мне предложили выполнить эскизный проект реконструкции Окружного краеведческого музея в г. Ханты-Мансийске. До этого момента реальным проектированием музеев я практически не занимался, кроме нескольких опытов по организации экспозиционных пространств, о которых я расскажу ниже. Кроме того, я всегда интересовался архитектурой музеев и имел хорошее представление о десятках музеев, построенных как у нас в России, так и за рубежом.

Искренний, устойчивый интерес к музеям у меня сформировался еще в детстве. Откуда мог появиться такой интерес? Скорей всего этому поспособствовала моя любовь к такому школьному предмету, как ИСТОРИЯ. Запоминал рассказанное учителем на уроке я легко, учебник читал, забегая вперед школьной программы, кроме того брал книги в детской библиотеке по исторической тематике.

Из детства помню слова из стихотворения: «Я поведу тебя в музей сказала мне сестра…..». В моем случае — « Я поведу тебя в музей…» мне «сказал» мой искренний интерес к истории в самом широком диапазоне тем — политических, этнографических, научно — технических, художественных.

В студенческие годы музей я стал уже рассматривать, как объект моей профессиональной архитектурной деятельности. Организация пространства, маршрут движения, освещение экспонатов, психологический комфорт посетителей, формирование образа музея, адекватного его экспозиции, яркость, неповторимость, убедительность этого образа — вот что интересовало тогда прежде всего. Я верил, что у меня в будущем представится возможность реализовать эти мои знания и представления на практике.

На мое понимание музея, как архитектурного объекта оказали влияние работы следующих архитекторов:

Для Цитирования:
А.В. Белоусов, Архитектор в музее. Критерии. Принципы. Вдохновение. Музей. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: