По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Старинная, но вечная: тульская гармонь

Трудно представить русское народное гуляние без веселых гармонных переливов. Если песню называют душой народа, то гармонь — это ее звонкий голос.

Тула — мультибрендовый регион. В городе есть музеи, посвященные оружию, самоварам, пряникам… А тульская гармонь долгое время незаслуженно оставалась в стороне.

Обычно источником становления современных частных музеев становится чья-то личная коллекция, но «Гармони деда Филимона» — не обычный музей, и начался он необычно — с идеи и погружения в тему.

— Сначала мы отправились на тульскую фабрику, потом познакомились с опытом столичных коллег, получили их поддержку, съездили в регионы, которые известны производством гармоней, изучили литературу, архивные документы… И поняли, выражаясь языком бизнеса, что ниша свободна. Музея, посвященного тульской гармонии на тот момент не было, — рассказывает учредитель и директор музея Сергей Кузнецов.

С первых же дней одним из ведущих направлений деятельности музея «Гармони деда Филимона» стала научная работа. Исследователям удалось выяснить, что в архивных документах гармонное производство в Туле упоминается с 1808−1810 годов. Причем по объему и по количеству занятых людей промысел находился на третьем, а в отдельные периоды — даже на втором месте. В списке владельцев гармонных фабрик и мастерских сейчас значится более 140 фамилий. Такой огромный массив данных до создания музея находился вне научного знания.

Однако разрабатывая концепцию учреждения культуры, авторы решили, не замыкаться исключительно на тульских инструментах. Ведь туляки приложили свои умения к становлению многих гармонных производств и в других регионах.

Например, в Туле все знают изобретателя Леонтия Чулкова. По чертежам Николая Белобородова он изготовил первую хроматическую гармонь, оказавшую решающее влияние на развитие пневматических клавишных язычковых музыкальных инструментов.

Двое из шестерых сыновей мастера, Павел и Геннадий, открыли собственное производство в Самаре. Однако вся официальная переписка братьями велась на тульских бланках и шильдики на гармони они крепили с упоминанием своей малой родины.

Для Цитирования:
О. Вострикова, Старинная, но вечная: тульская гармонь. Музей. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: