Посуда сопровождает человека в течение всей его жизни, она может быть изготовлена из любого материала, но совершенно особое место занимает именно фарфоровая посуда. Двести лет назад фарфор ввиду его редкости и высокой стоимости называли «белым золотом». А сейчас фарфор перестал являться предметом роскоши, его может купить любой человек по весьма доступной цене.
Среди всего многообразия посуды именно чайная посуда выделяется своей изысканностью. Наверное, это обусловлено особым отношением к ритуалу чаепития, основоположниками которого были китайские монахи. В ритуале чаепития большая роль уделяется эстетике окружающей обстановки и используемой посуде. Это искусство — подать такую чашку, которая своим внешним видом была бы созвучна душевному состоянию человека, пьющего из нее чай.
Сегодня сложно найти какой-то предмет посуды, который бы чаще стоял на столе, чем чайная чашка. История появления и развития форм обычной фарфоровой чашки неразрывно связана с историей человечества. Ведь начиналось все с китайских полусферических сосудов без ручки. Из Японии к нам пришли лаконичные граненые сосуды, а из Персии сосуды в виде расширяющегося кверху конуса. Все эти заморские предметы не имели ручки и назывались пиалами. И только в Европе для удобства была придумана ручка. И дальше, на протяжении веков мастера-фарфористы вносили что-то новое в имеющиеся формы чашек, украшая их декоративными элементами, или же, наоборот, возвращаясь к лаконичности. Так русские специалисты по изготовлению фарфора, зачастую используя за основу европейские предметы, вносили в изготавливаемые предметы исконно русский колорит и самобытность.
Моя первая чашка в коллекции была подарена бабушкой. Тогда никто и не думал, что маленькая чашечка, декорированная рисунком по эскизу Елизаветы Бем станет основой масштабной коллекции и повлечет за собой увлечение русским фарфором и его серьезное изучение. (Фото 1)
Сейчас коллекция насчитывает около 2100 экземпляров. И это только дореволюционные чайные и кофейные пары, изготовленные на русских заводах, расписанные в русских живописных заведениях и продаваемые в русских магазинах.