По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Музей «Битва за оружие Великой Победы» и Донской военно-исторический музей: традиционная тема в современном прочтении

Н. Теряева координатор научной группы, ООО «КМВИ» (Комбинат музейно-выставочного искусства)

В статье рассматриваются актуальные методы работы в экспозиционном дизайне, приводятся примеры создания архитектурно-художественной концепции. Экспозиция предстает как способ перевода научной музейной концепции на язык искусства с учетом возможностей современных мультимедиа и с ориентацией на психологию восприятия. В описанных примерах ряда инсталляций двух музеев военной тематики показывается, как работает музейная архитектура.

Литература:

1. Харитонова Д.М., Рыжиков В.О. Экспозиционный дизайн: от объекта к событию. // Вестник МАСИ. 2022 г. № 2. С. 36.

2. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. СПб.: «Азбука-Аттикус», 2021. С. 124.

Музейная экспозиция, создающаяся как произведение экспозиционного искусства, на настоящем этапе своего развития сформировалась под влиянием разнородных явлений. Наиболее существенные компоненты, в преобразованном виде вошедшие в плоть и кровь современных экспозиционных решений — советская архитектура международных выставочных павильонов, советские традиции художественного оформления выставок, международный опыт привлечения ведущих архитекторов для создания художественной концепции выставки, мультимедийные технологии и элементы театральной сценографии. Выставочный дизайн повлиял на экспозиционную деятельность в целом, и когда создаются современные музеи, постоянные экспозиции формируются по тем же законам, что и выставка, но с учетом длительности периода эксплуатации. Современный архитектурно-пространственный синтез в музее — это синтез искусства, науки, технологии и дизайна, осуществляющийся на базе художественной концепции, которая переплавляет все разнородные элементы, сосуществующие на разных уровнях, в единое композиционное и смысловое целое. «В современной экспозиции мы наблюдаем синтез искусств, когда архитектура, объект и философия смыслов, рождают новый образ». [1].

В таком контексте привычная мемориально-патриотическая тематика начинает звучать по-новому, очень современно и нетривиально, и опыт создания компанией «Комбинат музейно-выставочного искусства» («КМВИ») ряда музеев на тему Великой отечественной войны подтверждает последнее утверждение. В данной статье мы хотим подробнее рассмотреть два музея, созданных к 75-й годовщине Победы и открывших двери для посещения летом 2020 года — музей «Битва за оружие Великой Победы» в Белгородской области и Донской военно-исторический музей в Ростовской области. Экспозиции новых музеев позволяют обратиться к новым аспектам восприятия военной тематики. Привычным и понятным для данного рода музеев является героический посыл, в котором в начале XX века знаменитый культуролог Й. Хёйзинга усматривал отражение представлений, отсылающих еще к эпохе рыцарства, и даже к греческим идеалам калокагатии. Эти представления побуждали на протяжении столетий стремиться к проявлениям воинской доблести как к некоему базовому аскетическому идеалу: «…будоражащий выход за пределы собственного эгоизма в тревожную атмосферу риска для жизни, глубокое сочувствие при виде доблести боевого товарища, упоение, черпаемое в верности и самоотверженности» [2].

Для Цитирования:
Н. Теряева, Музей «Битва за оружие Великой Победы» и Донской военно-исторический музей: традиционная тема в современном прочтении. Музей. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: