По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Прототипы форм советского фарфора. Творчество К. И. Тыркина — художника завода «Пролетарий»: на основе коллекции Новгородского музея-заповедника

Т.А. Воропаева старший научный сотрудник, хранитель, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Россия, Великий Новгород, voropaevamuseum@mail.ru

Константин Иванович Тыркин — старейший художник новгородского завода «Пролетарий». Предприятие было основано в конце XIX века и прекратило свое существование в начале 2000-х годов. Константин Иванович внес большой вклад в развитие художественной культуры завода в 1960-80-е гг., разработав за свою трудовую деятельность свыше 300 форм посуды. В статье предпринята попытка на примере творчества Константина Ивановича Тыркина проследить преемственность формообразования советских форм посуды относительно прошлых столетий и творчества отечественных и зарубежных мастеров. К материалам исследования относятся: коллекция фарфора Новгородского музея-заповедника, архивные материалы Государственного архива Новгородской области, монографии В.А. Измайлова и Б.А. Кузнецова о новгородских предприятиях, монографии А.Б. Салтыкова, Л.В. Андреевой о советских, русских и западноевропейских формах столового фарфора, каталоги традиционной русской керамики, форм китайского, западноевропейского, русского и советского фарфора, разных лет.

Литература:

1. Андреева Л.В. Советский фарфор, 1920–1930 гг. — М.: Совет. художник, 1975. — 339 с.

2. Арапова Т.Б. Китайский фарфор в Собрании Эрмитажа: Конец XIV – первая треть XVIII: Каталог. — Л.: Аврора, 1977. — 135 с.

3. Измайлов В.А. Новгородский фарфор: история фарфорового завода «Пролетарий» — Л.: Лениздат, 1980. — 174 с.

4. Кузнецов Б.А. Новгородский король российского фарфора. Истории семьи и фабрик. М.: Галлея-Принт, 2015. — 731 с.

5. Салтыков А.Б. Избранные труды. М.: Сов. художник, 1962. — 727 с.

6. Филиппова А.В. Художественное оформление массовой посуды. Сборник. — М.: Изогиз, 1932. — 135 с.

1. Andreeva L.V. Sovetskij farfor, 1920–1930 gg. [Soviet porcelain, 1920–1930]. — Moscow: Sovet. Hudozhnik Press, 1975. 339 p. (in Rus.)

2. Arapova T.B. Kitajskij farfor v Sobranii Jermitazha: Konec XIV – pervaja tret' XVIII: Katalog. [Chinese porcelain in the Hermitage Collection: The end of the XIV – the fi rst third of the XVIII: Catalog]. — Leningrad: Avrora Press, 1977. 135 p. (in Rus.)

3. Izmajlov V.A. Novgorodskij farfor: istorija farforovogo zavoda «Proletarij». [Novgorod porcelain: the history of the Proletarian Porcelain Factory]. — Leningrad: Lenizdat Press, 1980. 174 p. (in Rus.)

4. Kuznecov B.A. Novgorodskij korol' rossijskogo farfora. Istorii sem'i i fabrik. [Novgorod king of Russian porcelain. Histories of his family and factories]. Moscow: Galleja-Print Press, 2015. 731 p. (in Rus.)

5. Saltykov A.B. Izbrannye trudy. [Selected works Moscow]: Sov. Hudozhnik Press, 1962. 727 р. (in Rus.)

6. Filippova A.V. Hudozhestvennoe oformlenie massovoj posudy. Sbornik. [Artistic design of mass tableware. Collection]. — Moscow: Izogiz Press, 1932. 135 p. (in Rus.)

Константин Иванович Тыркин (7 января 1913 г. — 16 июня 1990 г.) родился в поселке Пролетарий Новгородской области. Устроился работать на завод «Пролетарий» в 15 лет и связал свою трудовую жизнь с предприятием до 70 лет. В довоенный период, из-за отсутствия специального образования, Тыркин еще не работал в художественной лаборатории над созданием форм. С началом Великой Отечественной войны был призван на фронт, награжден Орденом Отечественной войны II степени1. Завод «Пролетарий» пострадал в военный период, частично были разрушены корпуса завода и кровля, но уже в 1944 году, после освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков, начал активно восстанавливаться2. В мае 1945 года открылось художественно-ремесленного училище на базе завода, в котором обучали будущих специалистов предприятия. Обучение шло бригадным методом, т.к. в первые послевоенные годы стояла проблема острой нехватки кадров разных специальностей.

В первый выпуск 1948 года 62 выпускника училища, формовщики и живописцы, пришли работать на завод3. Константин Иванович закончил художественно-ремесленное училище и, начиная с 1961 года и до середины 1980-х, завод выпускает большое количество фарфора, автором форм которых был Тыркин. Следует отметить, что художник разрабатывал формы чайных и кофейных сервизов, штофов, бокалов, чашек, селёдочников, кувшинов, наборов для фруктов, пепельниц, столовых сервизов4.

Завод «Пролетарий» с 1957 по 1962 год находится в ведении Управления стройматериалов и стекольно-фарфоровой промышленности Ленсовнархоза. С 1962 по 1966 год завод входил в Ленинградское объединение по производству фарфоровых изделий Ленсовнархоза. С 1966 года завод относился к Главному управлению фарфорово-фаянсовой промышленности Росглафарфора Министерства легкой промышленности РСФСР, с 1973 г. — Российское промышленное объединение по производству фарфоровых и фаянсовых изделий (Роспромфарфор)5. С середины 1950-х–1960-е годы для новгородских предприятий выполнено значительное количество форм и росписей ленинградскими художниками. Например, форма чайного сервиза «Новгородский» (1963) Семенова Владимира Лаврентьевича — ленинградского скульптора, сервиз кофейный «Л-I» (1963) А.А. Лепорской6. Нередко работы выполнялись ленинградскими и новгородскими мастерами совместно. Так, в 1960-е К.И. Тыркин выполнял формы, которые потом расписывались как новгородскими, так и ленинградскими художниками. Например, чайная пара «Лето»7 (1964) — форма Тыркина, а роспись выполнила художница ЛФЗ Л.И. Григорьева. Но и новгородские авторы повышают свое мастерство. В 1950-е годы на новгородских заводах появляются собственные художественные лаборатории, к 1970 году Художественный Совет Росглавфарфора высоко оценивает работу художников завода «Пролетарий»: «Совет отмечает, что художники завода «Пролетарий» работают серьезно и вдумчиво. В их работах всегда присутствует верное чувство материала и понимание современного вкуса потребителя. Такая ответственная работа имеет хорошие перспективы.»8.

Для Цитирования:
Т.А. Воропаева, Прототипы форм советского фарфора. Творчество К. И. Тыркина — художника завода «Пролетарий»: на основе коллекции Новгородского музея-заповедника. Музей. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: