В СССР первые СИП были созданы в 1956 году для обеспечения радиотелеизмерений при испытаниях сверхдальней крылатой ракеты «Буря», разработанной в КБ генерального конструктора С.А. Лавочкина. В ходе испытаний ракета стартовала с полигона Владимировка (Астраханская область) и пролетала 8000 км на высоте 20 км над Сибирью и Заполярьем до Камчатки. По расчетам, на трассе полета требовалось разместить от 10 до 15 стационарных измерительных пунктов. Поскольку в условиях Сибири и Заполярья это было практически невозможно, было принято решение об оборудовании девяти СИП на базе самолетов Ан-2 и Ту-16. Появление баллистических ракет, стартующих из-под воды в любой точке мирового океана, оборудованных БЦВМ, привело к созданию новых радиотелеметрических систем (РТС) с цифровой радиолинией. Испытания новых систем для ВМФ СССР планировались на морских акваториях, поэтому по настоянию ОКБ В.П. Макеева было принято решение о разработке СИП нового поколения. В 1964 году на базе серийных самолетов Ил-18В ОКБ С.В. Ильюшина оборудовало два СИП, получивших обозначение Ил-18РТ. В создании и испытаниях нового СИП принимали участие десятки предприятий и войсковых частей под руководством специально созданной государственной комиссии. Поскольку Ил-18РТ был первым СИПом с нормальными условиями работы операторов, есть смысл более детально рассмотреть состав измерительного комплекса.