По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Применение самолетных измерительных пунктов на базе Ил-18 в летных испытаниях новой техники

В СССР первые СИП были созданы в 1956 году для обеспечения радиотелеизмерений при испытаниях сверхдальней крылатой ракеты «Буря», разработанной в КБ генерального конструктора С.А. Лавочкина. В ходе испытаний ракета стартовала с полигона Владимировка (Астраханская область) и пролетала 8000 км на высоте 20 км над Сибирью и Заполярьем до Камчатки. По расчетам, на трассе полета требовалось разместить от 10 до 15 стационарных измерительных пунктов. Поскольку в условиях Сибири и Заполярья это было практически невозможно, было принято решение об оборудовании девяти СИП на базе самолетов Ан-2 и Ту-16. Появление баллистических ракет, стартующих из-под воды в любой точке мирового океана, оборудованных БЦВМ, привело к созданию новых радиотелеметрических систем (РТС) с цифровой радиолинией. Испытания новых систем для ВМФ СССР планировались на морских акваториях, поэтому по настоянию ОКБ В.П. Макеева было принято решение о разработке СИП нового поколения. В 1964 году на базе серийных самолетов Ил-18В ОКБ С.В. Ильюшина оборудовало два СИП, получивших обозначение Ил-18РТ. В создании и испытаниях нового СИП принимали участие десятки предприятий и войсковых частей под руководством специально созданной государственной комиссии. Поскольку Ил-18РТ был первым СИПом с нормальными условиями работы операторов, есть смысл более детально рассмотреть состав измерительного комплекса.

Основное назначение СИП — обеспечение радиотелеметрических измерений при испытаниях ракетной, космической и авиационной техники на любых трассах, не оборудованных наземными измерительными средствами, вплоть до встречи объекта с преградой. В пассажирской кабине устанавливались станции двух типов (МА-9МКС и БРС-1С), обеспечивавших прием и регистрацию радиотелеметрической информации, передаваемой двумя бортовыми системами испытуемых объектов, РТС-9 и БРС-4 соответственно. РТС-9 передавала информацию о медленно меняющихся и командных параметрах, БРС-4 — о вибрационных и быстроменяющихся процессах. Аппаратура службы единого времени СЕВ-12К использовалась для автономной привязки зарегистрированной информации к шкале единого времени. Кроме этого, комплекс оборудования СИП Ил-18РТ обеспечивал ретрансляцию информации системы РТС-9, проверку готовности наземных радиотелеметрических и радиолокационных средств к боевой работе при облете трасс испытаний и, наконец, скрытую оперативную радиосвязь с командным пунктом испытаний и измерительными пунктами полигонов, на которые падали запущенные объекты. Для размещения измерительного комплекса на серийных Ил-18В провели серьезную модификацию приборного парка. Для записи принимаемой информации использовалась аппаратура регистрации на магнитной ленте и стойка графической регистрации. Самолеты были буквально утыканы антеннами разных типов, среди которых особенно выделялись антенны «Арфа» аппаратуры спецсвязи на законцовках стабилизатора. Антенно-фидерная система станции МА-9МКС состояла из восьми антенн: трех (носовая, боковая и хвостовая) плюс двух (передняя и задняя) для приема сигналов двух разных типов, передающей антенны ретранслятора, антенны-имитатора и индикаторной антенны. В свою очередь носовая антенна представляла систему из четырех петлевых вибраторов, установленных на спецподставках по окружности фюзеляжа в передней его части. Аналогичную систему представляла собой носовая антенна для приема в другом режиме, причем вибраторы были установлены на тех же подставках. Эта же антенная система установлена между шпангоутами 36 и 37.

Для Цитирования:
Применение самолетных измерительных пунктов на базе Ил-18 в летных испытаниях новой техники. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: