В 2018 году исполнилось 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании [1] представили методологию RCM (Reliability-Centered Maintenance). Их идея состояла в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами самого отказа. Аналогичную идею мы находим в отечественных публикациях того времени [2].
В стандарте [3] дан русскоязычный аналог RCM — надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО). Согласно стандарту, RCM представляет собой методологию выбора политик управления отказами и формирования из них программы работ, сочетающей действия по техническому обслуживанию и разовые изменения (изменения правил эксплуатации, конструктивные изменения, обучение персонала), и отвечающей профилю рисков, связанных с отказами.
Истоки RCM следует искать во второй половине XX века, в практике проектирования, производства и эксплуатации воздушных судов. Тогда считалось, что вероятность отказа всегда увеличивается с возрастом, и для каждого элемента существует значение наработки, по достижении которого следует ремонт или замена. Нужно только правильно определить это значение, а если надежность недостаточна, ремонтировать нужно чаще.
В итоге программы обслуживания разрастались, росли и затраты, но это не сопровождалось ростом надежности. Многие отказы оказалось невозможно предотвратить «правильными» ремонтами, как бы часто они ни выполнялись. Доступность флота снизилась из-за перегруженности обслуживанием. Авиакомпании заинтересовались оптимизацией программ обслуживания для снижения издержек при обеспечении безопасности.
В 1965 году была разработана методика принятия решений при формировании программы обслуживания, а в 1968 году она нашла воплощение в документе «Справочник: оценка и разработка программ обслуживания», более известном как MSG-1. Последующее ее улучшение привело в 1970 году к созданию MSG-2.
MSG-1 и MSG-2 были предназначены для разработки первоначальных программ обслуживания самолетов и нацелены на исключение избыточного обслуживания без снижения безопасности и летной годности. Они не предполагали использование данных, накапливаемых по ходу эксплуатации.