По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.797

Становление и эволюция обслуживания, ориентированного на надежность

Антоненко И.Н. канд. техн. наук, начальник отдела маркетинга, ООО «НПП „СпецТек“», Санкт-Петербург, E-mail: antonenko@spectec.ru

Методология RCM создана четыре десятилетия назад как инструмент формирования программы обслуживания оборудования, отвечающей последствиям отказов. Такая программа представляет собой оптимальное сочетание различных стратегий обслуживания и разовых изменений, гарантирующих выполнение оборудованием его функций и предупреждение значимых последствий отказов. Для лучшего понимания методологии RCM, в статье анализируются основные этапы ее становления, сравниваются различные версии RCM, представлены перспективы ее развития.

Литература:

1. Nowlan F. S., Heap H. F. Reliability-centered Maintenance. San Francisco: Dolby Access Press, 1978. — 466 p.

2. Нейман В. Г., Шапиро Б. В. Оценка критичности отказов технических устройств// Надежность и контроль качества. — 1975. — №10. — С. 49–51.

3. ГОСТ Р 27.606–2013. Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность. — М.: Стандартинформ, 2014. — 34 с.

4. Maintenance control by reliability methods. Department of Transportation, Federal Aviation Administration, 1978. Advisory circular, N 12017А. — 41 p.

5. Проектирование, испытания и производство широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Т. 1, кн. 1/Под ред. Г. В. Новожилова и Б.Н. Соколова. — М.: Машиностроение, 1980. — 247 с.

6. Moubray J. Reliability-centered Maintenance. Second Edition. NY: Industrial Press Inc, 1997. — 426 p.

7. SAE JA 1011:2009. Evaluation Criteria for Reliability-Centered Maintenance (RCM) Processes.

8. SAE JA 1012:2011. A Guide to the ReliabilityCentered Maintenance (RCM) Standard.

9. ГОСТ Р 55.0.05–2016. Управление активами. Повышение безопасности и надежности активов. Требования. — М.: Стандартинформ, 2016. — 10 с.

10. IEC 60300-3-11:2009. Dependability Management — Part 3–11: Application guide — Reliability centered maintenance.

11. The Aladon Network: [сайт]. URL: http:// www.thealadonnetwork.com (дата обращения: 30.07.2019).

12. Marius Basson, Aladon. RCM3: Risk-Based Reliability Centered Maintenance. Third Edition. NY: Industrial Press, Inc., 2018. — 500 p.

13. Neil B. Bloom. Reliabilit y Centered Maintenance: Implementation Made Simple. NY: McGraw-Hill, 2005. — 291 p.

14. Jesus R. Sifonte, James V. Reyes-Picknell. Reliability Centered Maintenance — Reengineered: Practical Optimization of the RCM Process with RCM-R. CRC Press, 2017. — 349 p.

15. Cline G. Asset performance Management: blazing a better path to operational excellence// Aberdeen Group Rep. — November 2017. — 11 p.

16. Диагностика на страже безопасности// Энергетика и промышленность России. — 2017. — №15–16 (323-324). — С. 12.

17. Америк А., Микерин О. Безнадежность результатов без надежности//ITime. — 2007. — № 4. — С. 21–25.

18. Амиров В. Р. Управление надежностью и целостностью оборудования — важный инструмент повышения эффективности бизнеса// PROнефть. — 2018. — № 1 (7). — С. 77–80.

19. От ППР к ABC и RCM// Новатор. — 2019. — №11 (5368). — С. 3.

20. СпецТек приглашает на семинары по управлению активами// Trim.ru: корпоративный сайт НПП «СпецТек». URL: http://trim.ru/ seminari (дата обращения: 30.07.2019).

В 2018 году исполнилось 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании [1] представили методологию RCM (Reliability-Centered Maintenance). Их идея состояла в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами самого отказа. Аналогичную идею мы находим в отечественных публикациях того времени [2].

В стандарте [3] дан русскоязычный аналог RCM — надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО). Согласно стандарту, RCM представляет собой методологию выбора политик управления отказами и формирования из них программы работ, сочетающей действия по техническому обслуживанию и разовые изменения (изменения правил эксплуатации, конструктивные изменения, обучение персонала), и отвечающей профилю рисков, связанных с отказами.

Истоки RCM следует искать во второй половине XX века, в практике проектирования, производства и эксплуатации воздушных судов. Тогда считалось, что вероятность отказа всегда увеличивается с возрастом, и для каждого элемента существует значение наработки, по достижении которого следует ремонт или замена. Нужно только правильно определить это значение, а если надежность недостаточна, ремонтировать нужно чаще.

В итоге программы обслуживания разрастались, росли и затраты, но это не сопровождалось ростом надежности. Многие отказы оказалось невозможно предотвратить «правильными» ремонтами, как бы часто они ни выполнялись. Доступность флота снизилась из-за перегруженности обслуживанием. Авиакомпании заинтересовались оптимизацией программ обслуживания для снижения издержек при обеспечении безопасности.

В 1965 году была разработана методика принятия решений при формировании программы обслуживания, а в 1968 году она нашла воплощение в документе «Справочник: оценка и разработка программ обслуживания», более известном как MSG-1. Последующее ее улучшение привело в 1970 году к созданию MSG-2.

MSG-1 и MSG-2 были предназначены для разработки первоначальных программ обслуживания самолетов и нацелены на исключение избыточного обслуживания без снижения безопасности и летной годности. Они не предполагали использование данных, накапливаемых по ходу эксплуатации.

Для Цитирования:
Антоненко И.Н., Становление и эволюция обслуживания, ориентированного на надежность. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: