В статье представлена методика составления Матрицы основных трудовых процессов и функций учебно-вспомогательного персонала в рамках основных бизнес-процессов первичного подразделения – кафедры; доказано возрастание организационно-технической составляющей в трудовой функции учебно-вспомогательного персонала кафедры, что логично обусловливает переход многих сотрудников учебно-вспомогательного персонала в новый должностной статус менеджера, приведен пример одного из разработанных Регламентов по выполнению трудовых операций. Основные положения статьи обладают эвристическим потенциалом для совершенствования бизнес-модели инновационного вуза, повышения качества стратегического кадрового прогнозирования.
В статье рассматриваются проблемы и специфика рекламы в сфере образования в условиях жесткой конкурентной борьбы среди высших учебных заведений за привлекаемых абитуриентов, принимая во внимание демографический и финансовый кризисы.
В современных условиях основная профессиональная образовательная программа высшего образования является не просто стратегическим документом, определяющим особенности образовательного процесса, но и многофункциональным, многомерным продуктом. Управление такой программой должно осуществляться специалистом, компетентность которого охватывает как образовательную, так и бизнес-сферу. В статье авторами предпринята попытка описания функциональной структуры деятельности такого специалиста – руководителя программой. Показано, что должностные позиции, традиционно существующие в российских вузах, не отвечают в полной мере искомому набору функций, а занимающие их лица – искомому набору компетенций. Руководство основной профессиональной образовательной программой – особый вид профессиональной деятельности, который должен найти свое отражение как в номенклатуре должностей, так и в программах подготовки специалистов соответствующего профиля.
В статье рассматриваются основные юридические аспекты создания результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в рамках федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (университета). Рассмотрены процессы создания РИД, возникновения исключительного права на него, организации патентно-лицензионной службы в университете. Приводится описание механизмов работы с РИД, прочно вошедших в практику применения четвертой части Гражданского кодекса РФ в университетах.
Ежегодно Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утверждает рекомендации по установлению системы оплаты труда для сотрудников бюджетных организаций. В протоколе № 11 от 23.12.2016 Комиссия отразила принципы, на основании которых должна формироваться система оплаты труда в бюджетной сфере в 2017 г. Одним из главных принципов является недопустимость снижения размеров оплаты труда или ухудшения условий оплаты труда по сравнению с теми, которые установлены трудовым законодательством. Но бывает, что в вузах уменьшают размер ставок. Автор статьи рассуждает, является ли существенным изменением условий труда пересмотр (уменьшение) учебной нагрузки.
В статье рассматривается ситуация с выдачей выходного пособия, предусмотренного коллективным договором, сотруднику образовательного учреждения, вышедшему на пенсию.
Предприятие выставило вузу платежные документы на оплату за подачу воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ. Образовательное учреждение оказанные услуги оплатило не в полном размере, поскольку часть недвижимости была передана другому юридическому лицу. Предприятие было вынуждено обратиться в суд.