По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.103

Оптимизация бизнес-процессов как условие устойчивого развития современного университета

О.С. Осипова д-р социол. наук, профессор кафедры «Управление персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Н.В. Сахарова преподаватель кафедры «Управление персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

В статье представлена методика составления Матрицы основных трудовых процессов и функций учебно-вспомогательного персонала в рамках основных бизнес-процессов первичного подразделения – кафедры; доказано возрастание организационно-технической составляющей в трудовой функции учебно-вспомогательного персонала кафедры, что логично обусловливает переход многих сотрудников учебно-вспомогательного персонала в новый должностной статус менеджера, приведен пример одного из разработанных Регламентов по выполнению трудовых операций. Основные положения статьи обладают эвристическим потенциалом для совершенствования бизнес-модели инновационного вуза, повышения качества стратегического кадрового прогнозирования.

Литература:

1. Резник С.Д. Управление кафедрой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 635.

2. Осипова О.С., Сахарова Н.В., Смирнова М.Е. Новые подходы к организации и оплате труда учебно-вспомогательного персонала в системе высшего образования/ под общ. ред. О.С. Осиповой. – М.: Onebook.ru, 2015. – С. 258.

3. Осипова О.С. Нормирование, производительность и оплата труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2015. – №3. – С. 40–41.

4. Осипова О.С. Социальные аспекты устойчивого развития // Управление устойчивым развитием / под ред. Трачука А.В. – СПб.: Реальная экономика, 2015. – С. 371–412.

5. Кузнецов Н.В. Управление эффективностью работы персонала в условиях высокой динамики бизнес-среды // Управление экономическими системами. 2014. №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/economikatruda/item/2941-2014-06-14-06-01-26 (Дата обращения: 12 апреля 2016 г.).

6. Баканова М.В. Анализ бизнес-процессов кафедры вуза как основы разработки стратегии автоматизированного управления кафедрой // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2010. – № 18 (22). – С. 104–109.

7. Осипова О.С., Сахарова Н.В. Оптимизация бизнес-процессов современного вуза // Вестник Финансового университета, 2016. – Т. 20. – № 5. – С. 173–187.

8. Смирнова М.Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. – Т.1. – СПб.: Реальная экономика, 2015. – С. 589–593.

9. Сахарова Н.В. Трансформация роли учебно-вспомогательного персонала современных университетов // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами России. – 2016. – №2 (23). – С. 47–51.

10. Дрезинский К.С. Сравнительный анализ методик расчета численности учебно-вспомогательного персонала кафедр вуза (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения) // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2006. – № 1. – С. 14–19.

11. Соловова Н.В. Профессиональная деятельность методиста вуза // Вестник СамГУ. – 2010. – №3 (77). – С. 202–206.

На сегодняшний момент кафедра в подавляющем большинстве вузов страны является основным первичным подразделением. Любому вузу присущи несколько направлений и видов деятельности, ведущую роль среди которых, безусловно, играет образовательная и научная деятельность [1]. Кафедра, являясь основным структурным подразделением вуза, осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую деятельность по одной или нескольким родственным дисциплинам, проводит внеучебную работу со студентами, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации (государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р). Проанализируем организацию труда учебно-вспомогательного персонала кафедры в контексте новых требований, предъявляемых к современной системе высшего образования.

Исходя из общероссийской статистической базы численность учебно-воспитательного персонала (УВП) во всех вузах страны, сдавших статистическую отчетность за 2013 г., составила в головных вузах 123 923 человека, вместе с филиалами – 142 688 соответственно [2, с. 14–17].

Вопросы совершенствования организации труда учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций высшего образования вызывают значительный теоретический и практический интерес в связи с теми изменениями, которые должны произойти в системе высшего образования в ближайшие годы в свете распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р (О Плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Согласно этому документу к 2018 г. доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала должна составить 37% от общей численности персонала (на момент публикации распоряжения – 40%), т.е. предстоят значительные сокращения сотрудников в целях более рационального использования финансовых средств, выделяемых государством на развитие системы высшего образования.

Для Цитирования:
О.С. Осипова, Н.В. Сахарова, Оптимизация бизнес-процессов как условие устойчивого развития современного университета. Юрист ВУЗа. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: