В последнее время наблюдается заметный всплеск интереса ученых и практиков к проблематике, связанной с образовательными программами высшего образования. Безусловно, это не случайно. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения предусматривает целый ряд системных изменений в работе вуза с образовательными программами.
Во-первых, в новых условиях образовательная программа становится ключевым документом любой образовательной организации, направленным на решение стратегических задач, на удовлетворение перспективных образовательных потребностей, реализацию социального образовательного заказа [2, с. 198].
Во-вторых, в современных условиях образовательным организациям предлагается самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательную программу. Это приводит к неизбежному росту количественного и качественного разнообразия образовательных программ разного уровня, типа и профиля. Так, по данным В.Г. Наводнова, если в 1990 г. в РФ велась подготовка примерно по 10 тыс. программам, то в 2012 г. это число превысило 32 тыс. [8, с. 40]. Очевидно, что эта тенденция далее будет лишь нарастать.
В-третьих, реализуемая ныне в нашей стране концепция реформирования вузовского образовательного процесса опирается на опыт ведущих зарубежных западных вузов, где управление строится именно по образовательным программам [1].
Таким образом, в условиях введения нового поколения ФГОС к образовательным программам высшего образования предъявляется комплекс взаимосвязанных требований. Большинство из этих требований являются принципиально новыми и порой «не ухватываются» сознанием управленцев и преподавателей, а иногда и входят в противоречие с привычными и удобными, но неэффективными способами организации образовательной деятельности вуза.
Открытость и прозрачность – центральное требование, которое в той или иной степени детерминирует все остальные. Суть его в том, что образовательная программа высшего образования становится социально-экономическим продуктом, в котором должны отражаться интересы всех заинтересованных сторон. Особое значение имеет учет ожиданий и потребностей внешних субъектов – заказчиков и благополучателей системы высшего образования, в число которых входят: государство как социальный заказчик образовательных услуг по определенным образовательным программам; работодатели как представители сферы труда, в которой предстоит работать выпускнику; абитуриенты как потенциальные участники образовательного процесса; выпускники как сформированные специалисты [9]. Очевидно, к этому перечню следует добавить и представителей родительской общественности.