В статье рассматриваются проблемы трансформации культурных ценностей при переходе от советской социалистической парадигмы к этапу так называемых «рыночных отношений» социума. Подробно рассматривается влияние материальных императивов на этику, мораль, этикет, искусство.
В статье представлена новая книга, вышедшая в издательстве РГПУ им. А.И. Герцена в 2020 г., принадлежащая перу одного из самых талантливых культурологов первого их поколения в России — Игоря Александровича Смирнова. Книга была написана во время работы И.А. Смирнова на кафедре теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена в 1993 г., но публикуется впервые. Она чрезвычайно актуальна сегодня и по предмету исследования, и по методу. В ней представлена оригинальная концепция советской литературы и культуры, основанная на конструктивистской методологии. И.А. Смирнов убедительно показывает, что советская культура является конструкцией, созданной по модели классической культуры, но не спонтанно, то есть в результате свободного творчества или существовавших длительное время традиций, а по государственному заказу. В работе демонстрируются деформации, неизбежно возникающие в результате воплощения в жизнь такого рода проектов.
В статье дается описание эстетической системы русского космизма сквозь призму темы миростроительства. Показано, как идея антиэнтропийной сущности жизни и культуры формирует представление об искусстве как орудии космизации мира. Доказано, что в эстетике космизма красота выступает как онтологическая категория, выражая меру совершенства творения. Исследована связь концепции искусства как миростроительства с антропологией космизма, где человек выступает как существо, творчески действующее в мире.
Генезис китайской мифологии обусловлен процессами национального строительства в КР и КНР. Определение основных этапов сложения национальных мифов с точки зрения культурологии составляет новизну исследования, в котором предпринята попытка проследить специфику формирования двух современных мифов Большого Китая.
Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов школ, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.
По мнению автора, междисциплинарные исследования, посвященные организации образовательной среды музея, вызывают сегодня большой интерес у музейных сотрудников, педагогов образовательных организаций и родителей. Объектом исследования стали французские иллюстрированные гиды-путеводители с игровыми заданиями для детей. Сделан вывод, что анализ французских музейных изданий для детей и научных работ, посвященных их описанию, выявляет богатую палитру разнообразных игровых заданий, связанных с тематикой экспозиции, однако их воспитательная составляющая недостаточно продумана авторами и изучена учеными, что могло бы стать темой для отдельного исследования.
В Москве стартовал проект «Музейный СтарТрек», призванный объединить усилия музейных работников и сотрудников центров социального обслуживания в работе со старшим поколением. Одним из первых этапов работы проекта стало проведение практической конференции «Музеи и старшее поколение: практика соучастия в эпоху социальных вызовов», основные тезисы докладов которой изложены в данной статье.
Автор статьи основывается на положениях манифеста «Квантовое искусство», созданного в 2008 г. Роберто Денти, итальянским теоретиком, архитектором, художником, компьютерным графиком и дизайнером. По его мнению, авангардные стили ХХ столетия, имеющие в своей основе спонтанное изображение увиденного в измененном состоянии религиозного, медитативного, психоделического и наркотического транса (такие как виженари-арт, абстракция, сюрреализм и др.), следует воспринимать как частные случаи квантистики, фиксирующие случайные образы измененного сознания, но не осознающие авторами причинно-следственной связи с галактическим информационном полем, квантовым строением Вселенной, подтвержденной новейшими открытиями мирового научного сообщества в области космогонии и квантовой механики.
Статья посвящена анализу новой книги Александра Люсого «Русская литература как система локальных текстов» (2020) в контексте постмодерных философских, постколониальных и постсемиотических методологий. Показаны возможности использования теории Люсого на примерах современной массовой культуры, аргументируются инновативность и востребованность идей Люсого в области постсемиотического изучения «локальных текстов культуры».
В сентябре к обучению по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского международного олимпийского университета (РМОУ) приступили 20 победителей конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина — совместной инициативы университета и фонда.