По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 1.091 + 7.01 DOI:10.33920/nik-01-2010-03

Искусство как миро- и телостроительство в философском и художественном космизме. Статья первая

Гачева Анастасия Георгиевна ФГБУН «Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук» Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а E-mail: a-gacheva@yandex.ru ORCID: 0000-0001-5453-0881

В статье дается описание эстетической системы русского космизма сквозь призму темы миростроительства. Показано, как идея антиэнтропийной сущности жизни и культуры формирует представление об искусстве как орудии космизации мира. Доказано, что в эстетике космизма красота выступает как онтологическая категория, выражая меру совершенства творения. Исследована связь концепции искусства как миростроительства с антропологией космизма, где человек выступает как существо, творчески действующее в мире.

Литература:

1. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 414 с.

2. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — С. 288–303.

3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Т. 23. — Л.: Наука, 1981. — 432 с.

4. Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. — Т. 4. — М.: АН СССР, 1957. — 452 с.

5. Молок Ю.А., Костин В.И. Об одной идее «будущего синтеза живых искусств» // Советское искусствознание. — Вып. 2. — 1976. — С. 287–336.

6. Мурина Е., Ракитин В. Василий Николаевич Чекрыгин. — М.: RA, 2005. — 288 с.

7. Пришвин М.М. Цвет и крест. Неизвестные произведения 1906–1924 годов. — СПб.: Росток, 2004. — 606 с.

8. Семенова С.Г. Созидание будущего: философия русского космизма. — М.: Ноократия, 2020. — 458 с.

9. Семенова С.Г. Русская литература XIX–XX вв.: От поэтики к миропониманию. — М.: Академический проект; Парадигма, 2016. — 890 с.

10. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. — Т. 2. — М.: Мысль, 1988. — 822 с.

11. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. — М.: Ренессанс, 1992. — 311 с.

12. Умов Н.А. Эволюция физических наук и ее идейное значение // Н.А. Умов. Собрание сочинений. — Т. 3. — М., 1916. — С. 483–517.

13. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 1. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 518 с.

14. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 2. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 544 с.

15. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 3. — М.: Традиция, 1997. — 742 с.

16. Федоров Н.Ф. Сочинения: В 4 т. — Т. 4. — М.: Традиция, 1999. — 687 с.

17. Филонов П.Н. Теория аналитического искусства. Канон и закон [Электронный ресурс]. — URL: https://textarchive.ru/c-1160930-p8.html (дата обращения: 28.07.2020).

18. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. — Т. 3 (1). — М.: Мысль, 1999. — 621 с.

19. Чекрыгин В.Н. О Соборе Воскрешающего Музея // Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. — Кн. 2. — СПб.: РХГА, 2008. — С. 450–482.

Статья поступила 02.08.2020

Русский космизм, возникший и развивавшийся как глобальный жизнетворческий проект, своим смысловым стержнем сделал вопрос об искусстве. Не случайно родоначальник течения Николай Федоров, задаваясь вопросом о том, как назвать весь тот разноплановый корпус статей, заметок и писем, который был создан им в раскрытие философии бессмертия и воскрешения, останавливался на заглавии: «Искусство как игра и как дело»3. Именно искусством венчал философ синтез сущностных сил человечества в общем деле «воскрешения и всей Вселенной преображения»4.

Обращаясь к идущему из глубин мировой философии тезису о взаимосвязи человека и мира, микрокосма и макрокосма, как сам Федоров, так и представители религиозно-философской и естественно-научной ветви космизма, от В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова до А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, рассматривали это соотношение в проективном, активно-творческом смысле. Человек для них не просто созерцатель мира, но деятель в мироздании, причем деятель ответственный, сознающий, любящий, а главное — призванный «возделывать» бытие, развивать его созидающие потенции, вести природу «к просветлению и одухотворению», «направляя ее стихийную мощь и хаотические порывы в сторону творчества, чтобы явился в твари ее изначальный космос»5.

В творящей активности homo sapiens, в его труде и искусстве космисты видели фактор негэнтропии. Та картина реальности, которая складывалась под влиянием выдвинутой Р. Клаузиусом в 1865 г. идеи тепловой смерти Вселенной, вызывала их категорическое несогласие. Мысль о том, что все существующее станет небывшим, космос (от греч. cosmeo — «украшаю») ниспадет в хаотическое состояние, жизнь прекратится и вся многотысячелетняя созидательная и культурная деятельность рода людского «приравняется», как говорит у Достоевского его «логический самоубийца», к тому же бессмысленному и злому «нулю»6, вызывала их мировоззренческое и духовное сопротивление. Философия космизма возникала как попытка созидательного (и убедительного) ответа на пессимистическую модель мироздания, где человеку как мыслящему и творящему существу, по сути, не было места. Она стремилась вернуть человека в картину мира, причем как ключевое звено развития, средоточие того, что В.С. Соловьев назвал «космическим ростом»7 , восходящим движением универсума к благу и совершенству.

Для Цитирования:
Гачева Анастасия Георгиевна, Искусство как миро- и телостроительство в философском и художественном космизме. Статья первая. Вопросы культурологии. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: