По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.64/.69 DOI:10.33920/nik-01-2010-06

Интерактивная и воспитательная составляющие печатной образовательной продукции для детей (из опыта музеев Франции)

Банникова Любовь Владимировна ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4 E-mail: liubovbannikova@gmail.com

По мнению автора, междисциплинарные исследования, посвященные организации образовательной среды музея, вызывают сегодня большой интерес у музейных сотрудников, педагогов образовательных организаций и родителей. Объектом исследования стали французские иллюстрированные гиды-путеводители с игровыми заданиями для детей. Сделан вывод, что анализ французских музейных изданий для детей и научных работ, посвященных их описанию, выявляет богатую палитру разнообразных игровых заданий, связанных с тематикой экспозиции, однако их воспитательная составляющая недостаточно продумана авторами и изучена учеными, что могло бы стать темой для отдельного исследования.

Литература:

1. Леонова О. Музейные издания для детей // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова; сост. Н. Копелянская. — М., 2012. — С. 62–83.

2. Попова О.Л. Гигиеническая оценка издательской продукции, используемой в музейных образовательных программах для детей и подростков // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 2 (51). — С. 64–68.

3. Audrey Van Dorpe, Lucie Scamps. Des livrets pour accompagner les enfants dans les musées // La Lettre de l’OCIM. — 2008. — № 120. — Р. 4–10.

Статья поступила 22.10.2019

Междисциплинарные исследования, посвященные организации образовательной среды музея, вызывают сегодня большой интерес у музейных сотрудников, педагогов образовательных организаций и родителей. Выявлением особенностей музейной печатной образовательной продукции для детской аудитории занимаются специалисты разных стран мира, в том числе Франции и России. Анализ и обобщение таких публикаций помогут не только выявить специфику образовательного, воспитательного, развивающего потенциала, мотивационной и метапредметной составляющей уже существующих музейных изданий, но и стать вектором для создания и успешной реализации будущих образовательных проектов.

В современной музейной практике можно встретить разнообразные примеры печатных изданий, созданных специально для детской и семейной аудитории. Это своеобразные помощники, посредники, способствующие знакомству с экспозицией, позволяющие юному посетителю самостоятельно ориентироваться в музейном пространстве, разработанные с учетом детского восприятия [1]. К таким изданиям можно отнести адаптированные для детей каталоги выставок, буклеты, постеры, музейные азбуки, книги для домашнего чтения, иллюстрированные гиды-путеводители с играми, отдельные листы/карточки с интерактивными заданиями для самостоятельной работы детей, журналы, газеты, настольные игры, наборы для творчества, открытки. В последнее время печатные издания пытаются вытеснить их онлайн-версии, более удобные для посетителей подросткового возраста.

В музеях Франции, как и в России, детская образовательная продукция (иллюстрированные буклеты, брошюры с игровыми заданиями) часто создается с помощью музейных сотрудников и раздается бесплатно при посещении или продается желающим. На сайте ряда музеев можно скачать электронную версию образовательных изданий. Внешний вид таких изданий полностью зависит от вкуса заказчика и исполнителя, его технических и материальных возможностей. При оценивании данной издательской продукции необходимо учитывать как ее гигиеническую, так и воспитательно-образовательную составляющую. Гигиеническая оценка музейного издания для детей включает анализ шрифтового оформления (кегль шрифта, увеличение интерлиньяжа, минимальная длина строки, апрош, гарнитура и группа шрифта) и полиграфического (формат, площадь иллюстраций, приемы оформления, размер полей, определение оптической плотности фона и интервала оптических плотностей между печатными знаками и фоном) [2]. Эти составляющие должны строго соответствовать возрастной категории посетителя, которая часто, хотя и не обязательно, указывается на обложке издания (рис. 1–3).

Для Цитирования:
Банникова Любовь Владимировна, Интерактивная и воспитательная составляющие печатной образовательной продукции для детей (из опыта музеев Франции). Вопросы культурологии. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: