По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394 DOI:10.33920/nik-01-2010-04

Этапы формирования национальных мифов Китая

Ишутина Юлия Александровна ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Россия, 690091, Приморский край, Владивосток, ул. Суханова, д. 8 E-mail: ishutina.yua@dvfu.ru ORCID: https://orcid.org /0000-0002-2561-7491

Генезис китайской мифологии обусловлен процессами национального строительства в КР и КНР. Определение основных этапов сложения национальных мифов с точки зрения культурологии составляет новизну исследования, в котором предпринята попытка проследить специфику формирования двух современных мифов Большого Китая.

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 314 с.

2. Ибрагимов М.И. О содержании и структуре понятий «национальная мифология» и «мировая мифология» // Литература: миф и реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Т.Н. Бреевой, Л.Ф. Хабибуллиной. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. — С. 128–130.

3. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. — М.: Наука, 1978.

4. Ли Дэнхуэй. Позиция Тайваня. — М., 2000. — 272 с.

5. Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX века. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 359 с.

6. Хрох М. От национальных движений к сформировавшейся нации // Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. — Праксис, 2002. — С. 121–145.

7. Чэнь Цзя-вэй. Демократическая прогрессивная партия Тайваня и поставторитарная модернизация. — М.: Алетейя, 2017. — 141 с.

8. 陈俊宏。 中国共产党执政理念的创新与发展。 = Чэнь Цзюньхун. Формирование и развитие теории управления КПК. — 中共中央党校出版社, 2009. — 410 с.

9. 李峤。 执政理念论。 = Ли Цзяо. Теория идеологического управления. — 中国社 会科学出版社 = Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2016. — 576 с.

10. 李君如。 中国共产党执政规律新认识。 = Ли Цзюньжу. Новая парадигма управления КПК. — 浙江人民出版社 = Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 2015. — 453 с.

11. 伍鸿亮。 情系民生:中国共产党执政理念 «以人为本» 的执政理念初探。 = У Хунлян. Исследование идеологической парадигмы КПК «Человек в основе всего» на раннем этапе реализации. — 湖南人民出版社 = Хунань жэньминь чубаньшэ, 2018. — 233 с.

Статья поступила 03.12.2019

Терминосистема современного китайского языка (СКЯ) разделяет миф как жанр народного творчества 神话 (shénhuà), как разновидность общественного сознания, передающегося в виде повествования 传说 (chuánshuō), и легенду 传奇 (chuánqí). Китайские исследователи выводят понимание мифа из области мифологического в сферу идеологии, называя такие нарративы «концепцией управления» 执政理念 (zhízhèng lǐniàn) и «идеологией» 指导思 想 (zhǐdǎo sīxiǎng), иногда применяя термин «абстрактная конструкция» 虚 构 (xūgὸu) [8–11].

Отечественные ученые понимают национальный миф как нарратив, «возникающий в результате мифологизации явлений истории, культуры, литературы» [2]. В.В. Малявин определяет его как «нормативное повествование, утверждающее и задающее определение культурной и политической традиции» [7].

Гипотеза исследования заключается в том, что национальный миф оперирует базовыми мифологемами и включает в свою парадигму социокультурные мифы, актуальные на текущий период. Они имеют модульный характер, поскольку содержат в себе переносимые компоненты (прецедентные события, имена). Со временем социокультурные мифы могут заменяться внутри системы национального мифа или исчезать без ущерба для его корпуса.

Позиционирование Китая как великого государства — традиция, не только дающая китайцам ощущение превосходства в длительности развития цивилизации, но и утверждающая, что «цивилизованные» китайцы и «приобщенные» народы различны в подходе понимания феномена культуры как сакральной просвещенности. Этот трюизм актуален и сегодня, он включен в дискурс двух основных национальных мифов Китая [7]. Рассмотрим мифы, возникшие в материковой части.

• Миф «Китай — великое государство и семья народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью» усовершенствован, так как внутриполитическая ситуация диктует особые условия обеспечения единства нации, укрепляющей Великий Китай. Миф является элементом политического дискурса КПК, акцентируя важность революционного прошлого в процессе преобразования социокультурного мифа «Китай — великое государство китайской цивилизации» в «Китай — великое государство и семья самобытных народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью» [7]. Особое значение КПК придает роли Сунь Ятсена, предрекшего устранение национальных различий. В условиях включения в процессы глобализации активизируются ответные реакции осознания этнической идентичности. Национальная специфика составляющих население КНР малых народов стала заметнее, а о повышенном внимании к ним свидетельствует рост внутреннего туризма. Еще одной чертой этого национального мифа является указание на необходимость разделения управляющих и управляемых внутри государства, что вполне соотносимо с конфуцианской традицией выделения благородных мужей 君子 (jūn zǐ), способных к управлению, и простого люда 小人 (xiǎo rén). В современной трактовке делается упор на то, что китайская цивилизация является самой древней, а главный критерий, помогающий ей процветать, — специфические культурные различия. Основываясь на принципе трансформации и модернизации культуры, мы усматриваем шесть этапов развития этого мифа:

Для Цитирования:
Ишутина Юлия Александровна, Этапы формирования национальных мифов Китая. Вопросы культурологии. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: