Статья поступила 03.12.2019
Терминосистема современного китайского языка (СКЯ) разделяет миф как жанр народного творчества 神话 (shénhuà), как разновидность общественного сознания, передающегося в виде повествования 传说 (chuánshuō), и легенду 传奇 (chuánqí). Китайские исследователи выводят понимание мифа из области мифологического в сферу идеологии, называя такие нарративы «концепцией управления» 执政理念 (zhízhèng lǐniàn) и «идеологией» 指导思 想 (zhǐdǎo sīxiǎng), иногда применяя термин «абстрактная конструкция» 虚 构 (xūgὸu) [8–11].
Отечественные ученые понимают национальный миф как нарратив, «возникающий в результате мифологизации явлений истории, культуры, литературы» [2]. В.В. Малявин определяет его как «нормативное повествование, утверждающее и задающее определение культурной и политической традиции» [7].
Гипотеза исследования заключается в том, что национальный миф оперирует базовыми мифологемами и включает в свою парадигму социокультурные мифы, актуальные на текущий период. Они имеют модульный характер, поскольку содержат в себе переносимые компоненты (прецедентные события, имена). Со временем социокультурные мифы могут заменяться внутри системы национального мифа или исчезать без ущерба для его корпуса.
Позиционирование Китая как великого государства — традиция, не только дающая китайцам ощущение превосходства в длительности развития цивилизации, но и утверждающая, что «цивилизованные» китайцы и «приобщенные» народы различны в подходе понимания феномена культуры как сакральной просвещенности. Этот трюизм актуален и сегодня, он включен в дискурс двух основных национальных мифов Китая [7]. Рассмотрим мифы, возникшие в материковой части.
• Миф «Китай — великое государство и семья народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью» усовершенствован, так как внутриполитическая ситуация диктует особые условия обеспечения единства нации, укрепляющей Великий Китай. Миф является элементом политического дискурса КПК, акцентируя важность революционного прошлого в процессе преобразования социокультурного мифа «Китай — великое государство китайской цивилизации» в «Китай — великое государство и семья самобытных народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью» [7]. Особое значение КПК придает роли Сунь Ятсена, предрекшего устранение национальных различий. В условиях включения в процессы глобализации активизируются ответные реакции осознания этнической идентичности. Национальная специфика составляющих население КНР малых народов стала заметнее, а о повышенном внимании к ним свидетельствует рост внутреннего туризма. Еще одной чертой этого национального мифа является указание на необходимость разделения управляющих и управляемых внутри государства, что вполне соотносимо с конфуцианской традицией выделения благородных мужей 君子 (jūn zǐ), способных к управлению, и простого люда 小人 (xiǎo rén). В современной трактовке делается упор на то, что китайская цивилизация является самой древней, а главный критерий, помогающий ей процветать, — специфические культурные различия. Основываясь на принципе трансформации и модернизации культуры, мы усматриваем шесть этапов развития этого мифа: