По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.83 DOI:10.33920/nik-01-2010-05

Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0506-2927

Цикл публикаций подготовлен на основе учебно-методического пособия, адресованного школьникам 10-х классов школ, изучающим интегративный курс «Обществознание» (раздел «Человек и общество»), и представляет собой комплекс материалов для самостоятельной работы. Содержание пособия полностью отвечает требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и рабочим программам среднего (полного) образования по обществознанию. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты общественной жизни: сущность и функциональные особенности сознания и деятельности, представления об обществе и социальных институтах как системе, типы обществ, взгляды на культуру как совокупный духовный опыт и «коллективную память», ее основные институты — науку, религию, мораль, образование, искусство. Особое внимание уделено определению социального прогресса и глобальных проблем человечества.

Статья поступила 12.07.2020

Человек — одна из четырех форм сущего (существующего) наряду с культурой, обществом и природой.

Человек является частью природы, общества и культуры, но вместе с тем оказывает серьезное влияние на их существование.

1.1. Человек и природа

Как часть природы, человек обладает рядом характеристик, таких как пол, возраст, генетическая принадлежность к определенному роду и виду живых существ. Как и природа, человек является естественным сущим, то есть таким, которое формируется в соответствии с физическими, химическими и биологическими процессами и свойствами элементов, участвующих в этих процессах.

Так, цвет глаз, вес, наличие головного мозга определенной структуры и объема, наличие рук и ног, обмен веществ, состав крови, свойства ДНК и т.п. — характеристики природного плана существования человека.

1.2. Человек и общество

Как часть социума, человек обладает рядом характеристик, таких как принадлежность к языковой или культурной группе, профессиональной и образовательной группе, семье, государству и досуговым сообществам.

Так, знание законов государства и поведение в соответствии с ними, умение говорить на родном или иностранном языке — характеристики социального плана существования человека.

1.3. Человек и культура

Как часть культуры, человек обладает рядом характеристик, таких как вероисповедание, образование, профессия, эстетический вкус.

Так, вера в определенную религиозную или политическую идеологию, знание тех или иных научных истин и обыденных представлений, понимание произведений искусства — характеристики культурного плана существования человека.

1.4. Человек как таковой

Однако у человека имеются и собственно человеческие (антропные) свойства и характеристики. Речь идет о модели человеческого сознания и человеческого тела. Способность теоретически мыслить и оценивать окружающий мир, планировать действия, любить другого человека и заботиться о сохранении культуры и природы, физическая культура — это характеристики антропного плана существования человека.

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Человек и общество. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений. Вопросы культурологии. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: