В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве.
Руководители Римского клуба и его ведущие эксперты пришли к однозначному выводу о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации[footnote]1[/footnote]. Жёсткая критика капитализма, неприятие финансовых спекуляций, отказ от материализма и упрощенного понимания мира, призыв к альтернативной экономике, «новому Просвещению», духовно-нравственному мировоззрению, единой планетарной гармоничной цивилизации — такова ныне повестка будущего развития, предлагаемая Римским клубом.
21 января исполняется 94 года со дня кончины В. И. Ленина — российского революционера, крупного теоретика марксизма, главного организатора и руководителя Октябрьской революции 1917 г., основателя Советского государства. Дата некруглая, но в свете отмечавшейся совсем недавно 100-летней годовщины Великого Октября — достаточно значимая. Именно поэтому мы решили воспроизвести биографический очерк А.М. Горького (1868–1936), содержащий не только воспоминания о политической работе Ильича, но и редкие по точности и выразительности личные впечатления1. Надеемся, этот текст вызовет искренний интерес у наших читателей.
В статье рассматриваются потенциал и коммуникативная специфичность искусства в налаживании социальных взаимодействий внутри компании, гуманизации офисного пространства, формировании корпоративной социальной ответственности.
Статья является фрагментом одноименной главы из книги автора «Уличный театр: Исследование опыта уличного театра в контексте культурной традиции, градообразующей и управленческой составляющей мегаполиса» и рассказывает об удивительной функции уличных театров — существовании на границах разных жанров, соединив визуальный театр с драмой и комедией, танцем, цирком, изобразительным искусством и кукольным театром, а в современном мире — и с высокими видео- и медиатехнологиями.
Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.
Как известно, пространство обладает способностью нести значения и смыслы, поэтому может быть прочитано как текст. И не случайно на полях научной синестезии зародился весьма плодотворный концепт локального текста как метода максимального приближения к смыслам, хранящимся в культурном ландшафте каждой точки географического пространства. На его основе в российских землях — в стремлении более глубоко постичь особость и значимость своего региона — оформилось мощное познавательное движение. В статье, в рамках концепции локального текста, на материале первого в русской литературе пространного высказывания о Судаке — в поэме Семёна Боброва «Таврида» — обосновывается зарождение ядра судакского текста русской литературы.
В статье рассматривается сериал «Троцкий» 2017 г., транслировавшийся по «Первому каналу» в честь столетия Октябрьской революции. Показано, что основные средства кино: визуальный ряд, сценарий и художественный вымысел в отношении исторических событий, — используются, прежде всего, для демонизации образа Л.Д. Троцкого и криминализации революции.
Литература и жизнь, скандал и мистификация — эти темы получают новое развитие в контексте культурологического осмысления проявлений «Эдипова комплекса» в современной литературной жизни. Каковы они, меры исповедальности и достоверности современного литературного дневника, в какие отношения вступают между собой при этом этика и эстетика?