По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1

Образ Судакской долины в песнотворении Семёна Боброва «Таврида»

Корнеева Людмила Николаевна независимый исследователь. Россия, 298000, Республика Крым, Судак, пгт Новый Свет, ул. Голицына, 30, кв. 53. E-mail: pln-road@yandex.ru

Как известно, пространство обладает способностью нести значения и смыслы, поэтому может быть прочитано как текст. И не случайно на полях научной синестезии зародился весьма плодотворный концепт локального текста как метода максимального приближения к смыслам, хранящимся в культурном ландшафте каждой точки географического пространства. На его основе в российских землях — в стремлении более глубоко постичь особость и значимость своего региона — оформилось мощное познавательное движение. В статье, в рамках концепции локального текста, на материале первого в русской литературе пространного высказывания о Судаке — в поэме Семёна Боброва «Таврида» — обосновывается зарождение ядра судакского текста русской литературы.

Литература:

1. Альтшуллер М.Г. С.С. Бобров и русская поэзия конца XVIII — нач. XIX в. // Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. — М.; Л., 1964. — С. 239–240.

2. Бобров Семён. Рассвет полночи. Херсонида. — М., 2008. Т. 2.

3. Булгакова А.А. Семантические особенности топоса МИР в поэме С.Боброва «Херсонида, или Картина лучшаго летняго дня в Херсонисе Таврическом // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта ім. І.П. Шамякіна. — Минск, 2009. — С. 123–129.

4. Зайонц Л.О. Поэтическая натурфилософия Семена Боброва / Автореф. диссерт. на соискание степени доктора филологических наук. — М., 1992. — 40 с.

5. Зайонц Л. От эмблемы к метафоре: феномен Семена Боброва // «Новые безделки». Сборник статей к 60-летию В.Э. Вацуро. — М., 1995–1996. — С. 50–76.

6. Зайонц Л.О. Пространственная вертикаль тело — душа — дух в ландшафтных моделях Семёна Боброва // Wiener Slawistischer Almanach. — 54/2004. — С. 79–92.

7. Зайонц Людмила. Natura naturans: К поэтике антропоморфного пейзажа у Семена Боброва // «На меже меж Голосом и Эхом». Сборник статей в честь Т.В. Цивьян / Сост. Л.О. Зайонц. — М., 2007. — С. 91.

8. Кибальник С.А. Античная поэзия в России. XVIII – первая пол. XIX века. — СПб., 2012. — 416 с.

9. Лотман Ю.М. (совместно с Б.А. Успенским). Споры о русском языке как факт русской культуры // История и типология русской культуры. — СПб., 2002. — С. 446–601.

10. Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе. — СПб., 2003. — 314 с.

Статья поступила 22.11.2017 г.

В Крыму, несмотря на длительную государственную разобщённость с духовной родиной, процесс углубления культурной самоидентификации начался раньше и проходил едва ли не интенсивнее, чем в других российских землях.

И вполне логично, что Крымский текст русской литературы был выделен одним из первых [10].

Жизнь Судака несёт в себе общекрымские черты, но в то же время судакский регион — кладезь неповторимостей, взывающих к постижению и воссозданию. Согласно теории локальных текстов, важнейшим деянием на пути содействия культурному развитию любого города и региона является формирование его целостного культурного образа, одушевлённого историческим чувством и художественным осознанием смыслов территории. Открытие символического культурного измерения ландшафтов подвластно лишь поэтическому сознанию.

Первооткрывателями культурных локусов выступают, как правило, те поэты, которым удалось создать яркий запоминающийся образ неповторимых черт данного места, то есть, создать его пространственный миф (миф в понимании устойчивого символического представления об этом месте на земле). Нынешнее внимание к поэме Семёна Боброва продиктовано назревшей необходимостью экзистенциального приобщения к смыслам первого в русской литературе пространного и глубокого художественного высказывания о Судаке и Судакской долине [2. С. 72–99].

«Лирико-эпическое песнотворение» С.С. Боброва о Крыме появилось на свет в 1798 г. (современный читатель может познакомиться с этой поэмой во второй авторской редакции, под названием «Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонисе Таврическом» в последнем издании сочинений С. Боброва 2008 года [2. С. 19–288]). Тогда и позже поэма была прочитана весьма поверхностно, поскольку «необузданный и своевольный гений Боброва» был равно труднопостижим как для разнообразно настроенных к поэту современников, так и для благожелательных теоретиков литературы последующих эпох [4. С. 79-92]. Художественно-эстетические ценности бобровской «Тавриды» оказались доступны лишь современным разыскателям, благодаря серьёзной работе которых Семён Бобров вырос в мощную литературную фигуру, объём которой расширился до масштабов феноменального явления в русской поэзии [5. С. 50–76].

Для Цитирования:
Корнеева Людмила Николаевна, Образ Судакской долины в песнотворении Семёна Боброва «Таврида». Вопросы культурологии. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: