По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01

«Игра ревкомов», которую мы заслужили. Рецензия на сериал «Троцкий»

Левшин Сергей Вячеславович ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». Россия, 690091, Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: cyclopz@mail.ru

В статье рассматривается сериал «Троцкий» 2017 г., транслировавшийся по «Первому каналу» в честь столетия Октябрьской революции. Показано, что основные средства кино: визуальный ряд, сценарий и художественный вымысел в отношении исторических событий, — используются, прежде всего, для демонизации образа Л.Д. Троцкого и криминализации революции.

Литература:

1. Sinclair L. Trotsky. A Bibliography. 2 vol. — Camelot Press Ltd. — Brookfi eld: Gover Publishing Company, 1989. — Т. 1, 2. — 1350 p.

2. Волкогонов Д.А. Троцкий. Политический портрет. В 2 тт. — М.: АСТ, 1998. — 2 т.

3. Дойчер И. Троцкий в изгнании. — М.: Политиздат, 1991. — 590 с.

4. Дойчер И. Троцкий. Безоружный пророк. 1921–1929 — М.: Центрполиграф, 2006. — 495 с.

5. Дойчер И. Троцкий. Вооруженный пророк. 1879–1921 — М.: Центрполиграф, 2006. — 527 с.

6. Константин Хабенский: «Как человек Троцкий мне неинтересен!». [Электронный ресурс.] URL: http://www.aif.ru/culture/movie/konstantin_habenskiy_kak_chelovek_ trockiy_mne_ne_interesen (Дата обращения 02.12.2017).

7. Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине. — М.: Партиздат, 1933. — 291 с.

8. Л.Д. Троцкий: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, коммент. А.В. Резника. — СПб.: РХГА, 2016. — 864 с.

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 34. — М.: Политиздат, 1969. — 585 с.

10. Троцкий Л.Д. Моя жизнь: опыт автобиографии. Т. 1-2. — М.: Панорама, 1991. — 624 с.

11. Троцкий Л.Д. Резолюция Петроградского совета о пьянстве и погромах (2 декабря)  // Троцкий Л.Д. Сочинения. — Т. 3, ч. 2. Историческое подготовление Октября. Часть II: От Октября до Бреста — М.; Л., 1925. — С. 140–141.

12. Троцкий Л.Д. Сталин: В 2 т. — М.: Терра, 1996. — 2 т.

13. Фельштинский Ю.Г., Чернявский Г.И. Лев Троцкий. В 4 тт. — М.: Центрполиграф, 2012–2013. — 4 т.

Статья поступила 02.12.2017 г

Октябрьская революция, вне зависимости от политической ориентации элиты и общества, была и остается своего рода идеологическим флюгером, который, несмотря на противоречивые трактовки, все равно указывает на многие особенности отечественного сознания в определенную эпоху. Столетняя же годовщина этого события не могла пройти бесследно в отечественном культурном пространстве, в частности, в кинематографе. На больших экранах зрителю предлагался фильм «Матильда», имеющий мало отношения к событиям 1917 г. На телевизионном экране транслировались целых два сериала: «Демон революции» и «Троцкий». Несмотря на названия, речь в них идет о разных людях. Основной посыл обоих творений схож, потому можно остановиться на кратком рассмотрении второго из них как наиболее освещаемого в СМИ. Новое киновоплощение столь сложной исторической фигуры Льва Троцкого неминуемо актуализирует вопросы о ее роли в отечественной и зарубежной истории, а также о восприятии ее в современном искусстве и в обществе в целом.

Идеологические мотивы сериала

В сериале можно выделить два основных идеологических мотива: демонизация главного героя и криминализация революции. На это работает весь арсенал художественно-технических средств: визуальный ряд, сценарий и выданная за художественный вымысел фальсификация исторических фактов.

Мотив криминализации можно раскрыть предельно кратко. Он обеспечивается путем простой модернизации, то есть перенесением современных механизмов «оранжевых» революций на процессы, происходившие в российском обществе в начале XX в. Как следствие, история русской революции представлена в качестве результата деятельности отдельных, часто подчеркнуто демонических личностей по заказу военного или геополитического противника с непременным привлечением денежных средств. Причем эпизод, посвященный этому в сериале, касается революции 1905 г., в то время как события 1917 г. осуществляются в основном по инициативе главного героя, ведомого целью изменить мир и жаждой власти. Роль революционных масс и объективных предпосылок случившегося в сериале нисколько не показана, равно как и роль личностей, ответственных за формирование этих предпосылок.

Для Цитирования:
Левшин Сергей Вячеславович, «Игра ревкомов», которую мы заслужили. Рецензия на сериал «Троцкий». Вопросы культурологии. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: