Статья поступила 02.12.2017 г
Октябрьская революция, вне зависимости от политической ориентации элиты и общества, была и остается своего рода идеологическим флюгером, который, несмотря на противоречивые трактовки, все равно указывает на многие особенности отечественного сознания в определенную эпоху. Столетняя же годовщина этого события не могла пройти бесследно в отечественном культурном пространстве, в частности, в кинематографе. На больших экранах зрителю предлагался фильм «Матильда», имеющий мало отношения к событиям 1917 г. На телевизионном экране транслировались целых два сериала: «Демон революции» и «Троцкий». Несмотря на названия, речь в них идет о разных людях. Основной посыл обоих творений схож, потому можно остановиться на кратком рассмотрении второго из них как наиболее освещаемого в СМИ. Новое киновоплощение столь сложной исторической фигуры Льва Троцкого неминуемо актуализирует вопросы о ее роли в отечественной и зарубежной истории, а также о восприятии ее в современном искусстве и в обществе в целом.
Идеологические мотивы сериала
В сериале можно выделить два основных идеологических мотива: демонизация главного героя и криминализация революции. На это работает весь арсенал художественно-технических средств: визуальный ряд, сценарий и выданная за художественный вымысел фальсификация исторических фактов.
Мотив криминализации можно раскрыть предельно кратко. Он обеспечивается путем простой модернизации, то есть перенесением современных механизмов «оранжевых» революций на процессы, происходившие в российском обществе в начале XX в. Как следствие, история русской революции представлена в качестве результата деятельности отдельных, часто подчеркнуто демонических личностей по заказу военного или геополитического противника с непременным привлечением денежных средств. Причем эпизод, посвященный этому в сериале, касается революции 1905 г., в то время как события 1917 г. осуществляются в основном по инициативе главного героя, ведомого целью изменить мир и жаждой власти. Роль революционных масс и объективных предпосылок случившегося в сериале нисколько не показана, равно как и роль личностей, ответственных за формирование этих предпосылок.