По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты*

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: nihrenov@mail.ru

В статье рассматривается советская культура постреволюционного периода, когда к власти приходит Сталин. Автор убежден, что основополагающие признаки этой культуры связаны с социальной психологией и исторической психологией. В основе этой психологии оказываются взаимоотношения между вождем и массой. Масса оказывается активным действующим лицом исторического процесса. Образ вождя первоначально возникает в массовом сознании. Некоторые проявления деятельности вождя объясняются утопическим сознанием массы. В искусстве этого времени автор фиксирует такие его признаки, как театральность и зрелищность. Эти признаки улавливаются не только в художественной, но и в нехудожественной сфере. Сталинизм формировал авторитарный тип личности, установки которого проявлялись и в искусстве.

Литература:

97. Канетти Э. Человек нашего столетия. — М., 1990. — С. 68.

98. См.: Маркин Ю. Искусство третьего Рейха // Декоративное искусство СССР. — 1989. — № 3. — С. 36.

99. Кино тоталитарной эпохи // Искусство кино. — 1990. — №1,2, 3.

100. Федотов Г. Защита России // Искусство кино. — 1990. — № 8. — С. 3.

101. Толстой А. О литературе и искусстве. — М., 1984. — С. 415.

102. Там же.

103. Гегель Г. Эстетика в 4-х т. Т. 2. — М., 1969. — С. 49.

104. Милюков П. История второй русской революции. Т. 1. Вып. 1. — София, 1921. — С. 10.

105. Фрейнденберг О. Утопия // Вопросы философии. — 1990. — № 5. — С. 161.

106. Троцкий Л. Их мораль и наша // Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 115.

107. Фраер Д. Золотая ветвь. — М., 1980. — С. 69.

108. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — С. 16.

109. Фромм Э. Там же. — С. 17.

110. Яковлева Г. Москва — город-сад 1935 года // Архитектура и строительство Москвы. — 1989. — № 7. — С. 14.

111. Беломоро-Балтийский канал имени Сталина. История строитель-ства. — М., 1934. — С. 608.

112. Там же. — С. 609.

113. Чуковский К. Две души М. Горького. — Л., 1924. — С. 12.

114. Там же. — С. 41.

115. Там же.

116. Там же.

117. Федотов Г. Защита России // Искусство кино. — 1990. — № 7. — С. 21.

118. Некрин А., Геллер М. Утопия у власти. Т. 1. — Франкфурт-на-Май-не, 1982. — С. 271.

119. Лысенко Т. Переделка природы растений. — М., 1937. — С. 45.

120. Архитектура современного Запада. — М., 1932. — С. 5.

121. Там же. — С.72.

122. Новицкий П. Строительство социализма и стиль современной архитектуры // Печать и революция. — 1928. — № 3. — С. 60.

123. Левинсон А. Традиционные ценностные системы и город // Урбанизация и рабочий класс в условиях научно-технической революции. — М., 1970. — С. 161.

124. Хренов Н. Картины мира и образы города. (Психологические аспекты образования и их воздействие на художественную культуру города) // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. — М., 1996. — С. 56–86.

125. Иконников А. Историзм в советской архитектуре // Архитектура СССР. — 1990. — № 3. — С. 22.

126. Сардаров А. Сталинский стиль. Постскриптум. Опыт архитектурной публицистики // Архитектура СССР. — 1989. — № 5, 6. — С. 33.

127. Паперный В. Строительство и вредительство // Декоративное искусство СССР. — 1989. — № 8.

128. Иконников А. Указ. соч. — С. 27.

129. Иофан Б. Площадь и проспект Дворца Советов // Архитектура СССР. — 1935. — № 10, 11. — С. 25.

130. Иоффе И. Синтетическая история искусства. — Л., 1933. — С. 568.

131. Аркин Д. Архитектура и проблема синтеза искусства // Вопросы синтеза искусств. — М., 1936. — С. 10.

132. Зеленко А. Город ближайших лет // Революция и культура. — 1930. — № 1. — С. 34.

133. Яковлева Г. Москва — город-сад 1935 года // Архитектура и строительство Москвы. — 1989. — № 7. — С. 14.

134. Луначарский А. Архитектурное оформление социалистических городов // Революция и культура. — 1930. — № 1. — С. 38.

135. Винкельман И. История искусства древности. — М., 1933. — 794 с.

136. Винкельман И. Избранные произведения и письма. — М.; Л., 1935. — 688 с.

Статья поступила 10.07.2017 г

Страсть к колоссальному объясняется не столько особенностями личности диктатора, сколько закономерностями восприятия массы, толпы. Колоссальное восхищает лишь толпу, вызывая у нее чувство удивления и потрясения.

Стремясь к власти над массой, диктатор должен вызывать образы, ассоциирующиеся с колоссальным.

Приходя в экстаз от восприятия колоссального по своим масштабам явления, возникшего благодаря диктатору, масса восхищается диктатором, покоряясь его власти. Поэтому одобряемая Гитлером архитектура должна была быть такой, чтобы вызывать у массы восхищение и потрясение. Ее масштабы должны были быть мотивированы включенностью архитектуры в коммуникацию диктатора с массой. «Гитлеровские строения предназначены для того, чтобы собирать и удерживать вместе огромные массы людей. Он пришел к власти благодаря созданию таких масс, но он знает, насколько большие людские массы склоны к распаду. Чтобы противодействовать распаду массы, существуют, не считая войны, лишь два средства. Первое — ее рост, второе — регулярное возобновление. Эмпирический знаток массы, каких найдется немного, он знает соответствующие ей формы и средства» [97].

Стремление к колоссальному проявляется в количественных масштабах, которые обнаруживаются не только в архитектуре, но и в зрелищах. Эпохи диктаторов способствуют развитию зрелищных форм культуры, в особенности, зрелищ традиционных, связанных с огромными площадными, грандиозными архитектурными сооружениями, марширующими колоннами, парадами, появлениями перед массой их вождей и т. д. Культура времен диктаторов и вождей возвращается к формам древних зрелищ. Так, Гитлер имел намерение возродить архитектурные формы, которые не использовались, по его выражению, уже тысячи лет. Что касается зрелищ, то эпоха диктаторов возрождала зрелищные формы древнего Рима. В 1939 г. Гитлер сказал: «Со времен средневековых храмов мы впервые снова ставим перед художниками величественные и смелые задачи.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Советская культура в постреволюционной истории: социально-психологические аспекты*. Вопросы культурологии. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: