Статья поступила 10.07.2017 г
Страсть к колоссальному объясняется не столько особенностями личности диктатора, сколько закономерностями восприятия массы, толпы. Колоссальное восхищает лишь толпу, вызывая у нее чувство удивления и потрясения.
Стремясь к власти над массой, диктатор должен вызывать образы, ассоциирующиеся с колоссальным.
Приходя в экстаз от восприятия колоссального по своим масштабам явления, возникшего благодаря диктатору, масса восхищается диктатором, покоряясь его власти. Поэтому одобряемая Гитлером архитектура должна была быть такой, чтобы вызывать у массы восхищение и потрясение. Ее масштабы должны были быть мотивированы включенностью архитектуры в коммуникацию диктатора с массой. «Гитлеровские строения предназначены для того, чтобы собирать и удерживать вместе огромные массы людей. Он пришел к власти благодаря созданию таких масс, но он знает, насколько большие людские массы склоны к распаду. Чтобы противодействовать распаду массы, существуют, не считая войны, лишь два средства. Первое — ее рост, второе — регулярное возобновление. Эмпирический знаток массы, каких найдется немного, он знает соответствующие ей формы и средства» [97].
Стремление к колоссальному проявляется в количественных масштабах, которые обнаруживаются не только в архитектуре, но и в зрелищах. Эпохи диктаторов способствуют развитию зрелищных форм культуры, в особенности, зрелищ традиционных, связанных с огромными площадными, грандиозными архитектурными сооружениями, марширующими колоннами, парадами, появлениями перед массой их вождей и т. д. Культура времен диктаторов и вождей возвращается к формам древних зрелищ. Так, Гитлер имел намерение возродить архитектурные формы, которые не использовались, по его выражению, уже тысячи лет. Что касается зрелищ, то эпоха диктаторов возрождала зрелищные формы древнего Рима. В 1939 г. Гитлер сказал: «Со времен средневековых храмов мы впервые снова ставим перед художниками величественные и смелые задачи.