Статья поступила 01.07.2017 г.
Театр оказывается ажурным, как кружева интриг,
и прочнейшим мостом, связывающим мечту и явь,
уходящую и грядущую художественные эпохи
В.Ю. Силюнас
Невозможно не признать, что окружающий нас мир и его восприятие современным человеком аудиовизуально изменились за последние десятилетия настолько же, насколько менялся мир в девятнадцатом веке для севшего культурного путешественника из кареты, запряжённой лошадьми, в поезда и аэропланы. Изменились, прежде всего, скорости подачи и восприятия информации: то, с какой скоростью мы воспринимаем окружающий пейзаж за окном кареты или в иллюминаторе самолета; достаточно вспомнить первые ЭВМ 40-х, 50-х и 60-х гг. двадцатого века и их возможности. Изменилось понятие временного пространства и технических возможностей человечества.
Театральные представления, при всей их консервативности, особенно классического театра, претерпевают также все большие изменения. Особенно быстро и гибко на это реагируют открытые формы уличных массовых представлений: «Эволюция жанра массовых зрелищ, связанная с активным переходом на новые цифровые технологии, заставляет по-новому взглянуть на способы создания современного зрелища, проанализировать тенденции развития средств художественной выразительности», — пишет об этом явлении заслуженный деятель искусств РФ И.Э. Горюнова [2].
Соответственно, все сказанное предполагает новую активную роль мультимедиатехнологий в создании аудиовизуальных средств массовых представлений и мероприятий современного мегаполиса. Для этого необходимо систематизировать и сформулировать уже существующие исторические творческие приемы уличных театров и рассмотреть возможности использования новых средств аудиовизуального творчества этих перспективных театральных коллективов.
В современном мегаполисе во время фестивалей, карнавалов, ярмарок, какихто театрализованных периодических юбилейных мероприятий, концертов и праздников происходит важнейшая концентрация художественного творчества профессиональных и самодеятельных артистов всевозможных жанров, и культурной жизни данного города, что воспроизводит высшие ценности, далекие от повседневности, создавая в сознании зрителей тот столь необходимый фундамент культуры, столь важный и обязательный для жизни. «Мультимедизация культуры» приводит к существенному изменению художественной парадигмы зрелища: появившиеся в последнее время специализированные компьютерные программы позволяют организаторам и режиссерам моделировать в трехмерном виде сцену, декорации, актеров, конфигурацию светового оборудования, обогащая ранее известные средства художественной выразительности и способствуя усилению эмоционально-эстетического воздействия на зрителя — поэтому на глазах, год от года меняются всевозможные фестивали в Европе, включая необыкновенные технические новшества и получая вторую историческую жизнь.