По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032

История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: lm31551@ya.ru
Дмитриева Лариса Валерьевна ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48. E-mail: mail@herzen.spb.ru
Дракина Ирина Константиновна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: vshnidpo. drakina@yandex.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru
Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: ladybug90@ yandex.ru

Пособие адресовано студентам вузов, изучающим историю искусства, и представляет собой материалы для самостоятельной внеаудиторной работы. В составе пособия — вопросы и задания для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности, информационные и справочные материалы, словари и списки литературы. Представленный теоретический и практический материал раскрывает основные аспекты всемирной истории искусства, логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка различных видов искусства.

Статья поступила 22.11.2016 г

I. Информационно-проблемное поле искусства средневекового Востока

Для средневековых культур Востока характерен традиционализм, консерватизм, авторитет прошлого, созерцательное, а не преобразовательное отношение человека к миру, неприятие европейской механистической картины мира. Восточные культуры, как правило, мыслили себя самодостаточными, ни с кем не соревнующимися, тысячелетиями ассимилирующими инокультурные вторжения (например, набеги кочевников). При этом на Востоке ценилась культура, образованность, книжность, занятия государственными делами: так, именно арабы в средневековье сохранили многие достижения Античности.

Период средневековья в культуре и искусстве Востока более продолжителен, чем в Европе и длится с IV по XVIII в.

Специфика художественной культуры средневекового Востока определяется религией (исламом, буддизмом, индуизмом, даосизмом и др.). Например, в IX-X вв. формируется иконоборческая позиция ислама: запрет на определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире, что определило бурное развитие орнаментов, обусловило выраженную декоративность арабомусульманского искусства, однако данный запрет соблюдался не везде и не всюду.

Искусство средневекового Востока имеет ярко выраженные региональные особенности: так, искусство Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко представляет собой самобытные художественные феномены.

Наконец, в цивилизациях средневекового Востока доминирует образное мышление, в то время как на Западе преобладает мышление логическое, понятийное. Соответственно можно говорить о повышенной образности и символичности искусства Востока, не столь сильно тяготевшего к рациональному началу, как искусство Европы.

Ключевые проблемы и вопросы, которые решались в искусстве средневековых цивилизаций Востока можно обозначить следующим образом:

• если человек воспринимается не как венец творения, а как органическая часть природного и религиозно-мифологического мира, каким образом эти идеи можно наиболее адекватно воплотить в произведениях искусства?

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Дмитриева Лариса Валерьевна, Дракина Ирина Константиновна, Тихомиров Сергей Александрович, Куракина Ирина Игоревна, История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов*. Вопросы культурологии. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: