Стресс негативно сказывается на состоянии психического здоровья студентов, вызывает тревогу и депрессию, ведет к ухудшению успеваемости, снижению уровня профессиональной подготовки и успешности в будущем. Цель исследования — изучение состояния психического здоровья студентов-медиков для разработки рекомендаций по предупреждению дезадаптации. Материалы и методы. Медико-социологическим и психометрическим методами обследовано 252 студента 5 курса в возрасте 20–29 (22 ± 1,1) лет, 168 (66,7 %) лиц женского и 84 (33,3 %) мужского пола: 137 учащихся в НИУ БелГУ и 115 Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ). Результаты. Установлено, что каждый пятый студент НИУ БелГУ и каждый третий АГМУ поступили в медицинский вуз не по собственной инициативе. Убеждены в правильности выбора профессии менее половины (43 %) студентов НИУ БелГУ и 30,4 % — АГМУ, а полностью разочарованы соответственно 35 и 37,4 %. Студенты НИУ БелГУ более остро воспринимали учебные стрессовые факторы и как итог — более выраженные психические симптомы учебного стресса, трудности организации режима дня, нерегулярное питание и страх перед будущим. Вне зависимости от региона обучения число студентов, не приверженных врачебной профессии, спустя 5 лет обучения более чем в 3 раза выше среди тех, кто поступил не по собственной инициативе. Студенты АГМУ чаще для преодоления учебного стресса употребляли наркотики, пропускали занятия, увлекались компьютерными играми и принимали седативные лекарства. Степень волнения перед экзаменами у студентов НИУ БелГУ была более высокой (9 баллов), чем у их сверстников из АГМУ (7 баллов). Крайне высокий (8–10 баллов) уровень волнения перед экзаменами был характерен соответственно для 75,9 и 44,3 % учащихся. У первых чаще встречались клинически значимые приступы паники: 27,7 и 6,1 %. Заключение. Учитывая высокую частоту социофобий (19,1–24,1 %), депрессии (22,6–32,2 %) и тревоги (21,9– 27,8 %) у студентов медиков, требуется разработка и реализация психокоррекционных программ, направленных на формирование адаптивных способов преодоления стресса, снижение уровня тревожности и депрессии, что позволит предупредить развитие психосоматических расстройств и аддикций.