По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89:616-036.1 DOI: 10.33920/med-01-2005-04

Сравнительные характеристики учебного стресса и состояния психического здоровья студентов-медиков старших курсов, учащихся в различных вузах (результаты межрегионального исследования)

Руженкова Виктория Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства образования и науки РФ, Белгород, e-mail: ruzhenkova@bsu.edu.ru.
Шереметьева Ирина Игоревна доктор медицинских наук, профессор, и. о. ректора ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 656038, Алтайский край, Барнаул, проспект Ленина, д. 40, e-mail: Sheremeteva-ira@mail.ru.
Руженков Виктор Александрович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства образования и науки РФ, Белгород, e-mail: ruzhenkov@bsu.edu.ru.

Стресс негативно сказывается на состоянии психического здоровья студентов, вызывает тревогу и депрессию, ведет к ухудшению успеваемости, снижению уровня профессиональной подготовки и успешности в будущем. Цель исследования — изучение состояния психического здоровья студентов-медиков для разработки рекомендаций по предупреждению дезадаптации. Материалы и методы. Медико-социологическим и психометрическим методами обследовано 252 студента 5 курса в возрасте 20–29 (22 ± 1,1) лет, 168 (66,7 %) лиц женского и 84 (33,3 %) мужского пола: 137 учащихся в НИУ БелГУ и 115 Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ). Результаты. Установлено, что каждый пятый студент НИУ БелГУ и каждый третий АГМУ поступили в медицинский вуз не по собственной инициативе. Убеждены в правильности выбора профессии менее половины (43 %) студентов НИУ БелГУ и 30,4 % — АГМУ, а полностью разочарованы соответственно 35 и 37,4 %. Студенты НИУ БелГУ более остро воспринимали учебные стрессовые факторы и как итог — более выраженные психические симптомы учебного стресса, трудности организации режима дня, нерегулярное питание и страх перед будущим. Вне зависимости от региона обучения число студентов, не приверженных врачебной профессии, спустя 5 лет обучения более чем в 3 раза выше среди тех, кто поступил не по собственной инициативе. Студенты АГМУ чаще для преодоления учебного стресса употребляли наркотики, пропускали занятия, увлекались компьютерными играми и принимали седативные лекарства. Степень волнения перед экзаменами у студентов НИУ БелГУ была более высокой (9 баллов), чем у их сверстников из АГМУ (7 баллов). Крайне высокий (8–10 баллов) уровень волнения перед экзаменами был характерен соответственно для 75,9 и 44,3 % учащихся. У первых чаще встречались клинически значимые приступы паники: 27,7 и 6,1 %. Заключение. Учитывая высокую частоту социофобий (19,1–24,1 %), депрессии (22,6–32,2 %) и тревоги (21,9– 27,8 %) у студентов медиков, требуется разработка и реализация психокоррекционных программ, направленных на формирование адаптивных способов преодоления стресса, снижение уровня тревожности и депрессии, что позволит предупредить развитие психосоматических расстройств и аддикций.

Литература:

1. Conley C. S., Shapiro J. B., Kirsch A. C. et al. A meta-analysis of indicated mental health prevention programs for at-risk higher education students. J Couns Psychol. 2017; 64 (2): 121–140. https://doi. org/10.1007/s11121-015-0543-1.

2. Tung Y. J., Lo K. K. H., Ho R. C. M. et al. Prevalence of depression among nursing students: A systematic review and meta-analysis. Nurse Educ Today. 2018; 63: 119–129. DOI: 10.1016/j.nedt.2018.01.009.

3. Winzer R., Lindblad F., Sorjonen K. et al. Positive versus negative mental health in emerging adulthood: a national cross-sectional survey. BMC Public Health. 2014; 14: 1238. https://doi.org/10.1186/1471-2458-14-1238.

4. Winzer R., Lindberg L., Guldbrandsson K. et al. Effects of mental health interventions for students in higher education are sustainable over time: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Peer J. 2018; 6. Available at: https://peerj.com/articles/4598/. Accessed: September 24, 2019. https:// doi.org/10.7717/peerj.4598.

5. Rotenstein L. S., Ramos M. A., Torre M. et al. Prevalence of Depression, Depressive Symptoms, and Suicidal Ideation Among Medical Students: A Systematic Review and Meta-Analysis. JAMA. 2016; 316 (21): 2214–2236. https://doi.org/10.1001/jama.2016.17324.

6. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study. Med Educ. 2005; 39 (6): 594–604. https://doi.org/10.1111/j.1365-2929.2005.02176.x.

7. Захарова Л. И. Нервная анорексия: распространенность, критерии диагностики и психосоматические соотношения. Научные результаты биомедицинских исследований. 2019; 5 (1): 108–121. DOI: 10.18413/231138955-2019-5-1-0-8.

8. Hunt J., Eisenberg D. Mental health problems and help-seeking behavior among college students. J Adolesc Health. 2010; 46 (1): 3–10. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2009.08.008.

9. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J Pak Med Assoc. 2015; 65 (7): 753–755.

10. Saeed A. A., Bahnassy A. A., Al-Hamdan N. A., Almudhaibery F. S., Alyahya A. Z. Perceived stress and associated factors among medical students. Journal of Family and Community Medicine. 2016; 23 (3): 166–171. DOI: 10.4103/2230-8229.189132.

11. Горбылева К. В., Бебинов С. Е., Зарифьян А. Г. Соотношение психофизиологических особенностей студентов военного и медицинского вузов. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2014; 14 (5): 39–42.

12. Туровая А. Ю., Каде А. Х., Величко М. А. и др. Проявления психоэмоционального стресса у студентовмедиков в зависимости от успеваемости в период сессии. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 5 (1): 145–146.

13. Reisbig A. M., Danielson J. A., Wu T. F. et al. A study of depression and anxiety, general health, and academic performance in three cohorts of veterinary medical students across the fi rst three semesters of veterinary school. J Vet Med Educ. 2012; 39 (4): 341–358. http://dx.doi.org/10.3138/jvme.0712-065r.

14. Руженкова В. В. Учебный стресс как фактор риска формирования аддиктивного поведения, тревожных и депрессивных расстройств у иностранных студентов медиков. Научный результат. Медицина и фармация. 2018; 4 (2): 55–68. DOI: 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6.

15. Руженков В. А., Руженкова В. В. Некоторые аспекты суицидального поведения учащейся молодежи и возможные пути предупреждения. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011; 4 (67): 52–54.

16. Yusoff M. S., Abdul Rahim A. F., Baba A. A. et al. Prevalence and associated factors of stress, anxiety and depression among prospective medical student. Asian J Psychiatr. 2013; 6 (2): 128–33. https://doi.org/10.1016/j. ajme.2016.01.005.

17. Melaku L., Mossie A., Negash A. Stress among Medical Students and Its Association with Substance Use and Academic Performance. Journal of Biomedical Education. 2015. Available at: https://www.hindawi.com/journals/ jbe/2015/149509/. Accessed: September 24, 2019. http://dx.doi.org/10.1155/2015/149509.

18. Ефимова Л. А. Оценка влияния стрессовых факторов на учебное поведение студентов: на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/ nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/i_vserossijskaya_nauchnaya_studencheskay/oczenka_vliyaniya_ stressovyix_faktorov_na_u (дата обращения 01.10.2019).

19. Mayer B. F. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study. BMC Med Educ. 2016; 16 (1): 282–285.

20. Руженков В. А., Руженкова В. В. Отношение медицинских сестер психиатрической больницы и факультета высшего медицинского образования к суицидентам как отражение социальной стигматизации. Суицидология. 2013; 4 (2): 63–68.

21. Hankir A. K., Northall A., Zaman R. Stigma and mental health challenges in medical students [Electronic resource]. BMJ Case Rep. 2014. pii: bcr2014205226. — Mode of access: http://casereports.bmj.com/content/2014/ bcr-2014-205226.long.

22. Adams D. F. The embedded counseling model: an application to dental students. J. Dent. Educ. 2017; 81 (1): 29–35.

23. Aboalshamat K., Hou X. Y., Strodl E. The impact of a self-development coaching programme on medical and dental students’ psychological health and academic performance: a randomised controlled trial. BMC Med. Educ. 2015; 15: 134 [Electronic resource]. — Mode of access: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/ s12909-015-0412-4.

24. Щербатых Ю. В. Психология стресса. — Москва: Эксмо. 2006.

1. Conley C. S., Shapiro J. B., Kirsch A. C. et al. A meta-analysis of indicated mental health pre-vention programs for at-risk higher education students. J Couns Psychol. 2017; 64 (2): 121–140. https://doi.org/10.1007/ s11121-015-0543-1.

2. Tung Y. J., Lo K. K. H., Ho R. C. M. et al. Prevalence of depression among nursing students: A systematic review and meta-analysis. Nurse Educ Today. 2018; 63: 119–129. DOI: 10.1016/j.nedt.2018.01.009.

3. Winzer R., Lindblad F., Sorjonen K. et al. Positive versus negative mental health in emerging adulthood: a national cross-sectional survey. BMC Public Health. 2014; 14: 1238. https://doi.org/10.1186/1471-2458-14-1238.

4. Winzer R., Lindberg L., Guldbrandsson K. et al. Effects of mental health interventions for stu-dents in higher education are sustainable over time: a systematic review and meta-analysis of randomized controlled trials. Peer J. 2018; 6. Available at: https://peerj.com/articles/4598/. Ac-cessed: September 24, 2019. https:// doi.org/10.7717/peerj.4598.

5. Rotenstein L. S., Ramos M. A., Torre M. et al. Prevalence of Depression, Depressive Symptoms, and Suicidal Ideation Among Medical Students: A Systematic Review and Meta-Analysis. JA-MA. 2016; 316 (21): 2214–2236. https://doi.org/10.1001/jama.2016.17324.

6. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study. Med Educ. 2005; 39 (6): 594–604. https://doi.org/10.1111/j.1365-2929.2005.02176.x.

7. Zakharova L. I. Anorexia nervosa: prevalence, diagnostic criteria and psychosomatic relations. Scientifi c results of biomedical research. 2019; 5 (1): 108–121. DOI: 10.18413/23113-8955-2019-5-1-0-8.

8. Hunt J., Eisenberg D. Mental health problems and help-seeking behavior among college stu-dents. J Adolesc Health. 2010; 46 (1): 3–10. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2009.08.008.

9. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical stu-dents. J Pak Med Assoc. 2015; 65 (7): 753–755.

10. Saeed A. A., Bahnassy A. A., Al-Hamdan N. A., Almudhaibery F. S., Alyahya A. Z. Perceived stress and associated factors among medical students. Journal of Family and Community Medicine. 2016; 23 (3): 166–171. DOI: 10.4103/2230-8229.189132.

11. Gorbyleva K. V., Bebinov S. E., Zarifyan A. G. Correlation of psychophysiological characteristics of students of military and medical universities. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2014; 14 (5): 39–42.

12. Turovaya A. Yu., Kade A. Kh., Velichko M. A. et al. Manifestations of psychoemotional stress in medical students depending on academic performance during the session. International Journal of Applied and Basic Research. 2014; 5 (1): 145–146.

13. Reisbig A. M., Danielson J. A., Wu T. F. et al. A study of depression and anxiety, general health, and academic performance in three cohorts of veterinary medical students across the fi rst three semesters of veterinary school. J Vet Med Educ. 2012; 39 (4): 341–358. http://dx.doi.org/10.3138/jvme.0712-065r.

14. Ruzhenkova V. V. Educational stress as a risk factor for the formation of addictive behavior, anxiety and depressive disorders in foreign medical students. Scientifi c result. Medicine and pharmacy. 2018; 4 (2): 55–68. DOI: 10.18413 / 2313-8955-2018-4-2-0-6.

15. Ruzhenkov V. A., Ruzhenkova V. V. Some aspects of the suicidal behavior of students and possible ways of prevention. Siberian Bulletin of Psychiatry and Addiction. 2011; 4 (67): 52–54.

16. Yusoff M. S., Abdul Rahim A. F., Baba A. A. et al. Prevalence and associated factors of stress, anxiety and depression among prospective medical student. Asian J Psychiatr. 2013; 6 (2): 128–33. https://doi.org/10.1016/j.ajme.2016.01.005.

17. Melaku L., Mossie A., Negash A. Stress among Medical Students and Its Association with Sub-stance Use and Academic Performance. Journal of Biomedical Education. 2015. Available at: https://www.hindawi.com/journals/ jbe/2015/149509/. Accessed: September 24, 2019. http://dx.doi.org/10.1155/2015/149509.

18. Efi mova L. A. Assessment of the infl uence of stress factors on the students’ educational behavior: on the example of students of Derzhavin Tambov State University [Electronic resource]. — Access mode: http://www.tsutmb. ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/i_vserossijskaya_nauchnaya_studencheskay/oczenka_vliyaniya_stressovyix_faktorov_na_u (accessed 01.10.2019).

19. Mayer B. F. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study. BMC Med Educ. 2016; 16 (1): 282–285.

20. Ruzhenkov V. A., Ruzhenkova V. V. The attitude of nurses of a psychiatric hospital and the department of higher medical education to suicides as a refl ection of social stigmatization. Suicidology. 2013; 4 (2): 63–68.

21. Hankir A. K., Northall A., Zaman R. Stigma and mental health challenges in medical students [Electronic resource]. BMJ Case Rep. 2014. pii: bcr2014205226. — Mode of access: http://casereports.bmj.com/content/2014/ bcr-2014-205226.long.

22. Adams D. F. The embedded counseling model: an application to dental students. J. Dent. Educ. 2017; 81 (1): 29–35.

23. Aboalshamat K., Hou X. Y., Strodl E. The impact of a self-development coaching programme on medical and dental students’ psychological health and academic performance: a randomised con-trolled trial. BMC Med. Educ. 2015; 15: 134 [Electronic resource]. — Mode of access: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/ s12909-015-0412-4.

24. Shcherbatykh Yu. V. Psychology of stress. — Moscow: Eksmo. 2006.

Проблема изучения психического здоровья у студентов высших учебных заведений становится все более актуальной [1, 2], так как симптомы депрессии, тревоги и дистресса чаще встречаются у студентов, чем у сверстников по возрасту [3, 4], а также и населения в целом [5]. Более высокая частота психических расстройства у студентов связана с как с учебным дистрессом [6], так и является отражением ухудшения психического здоровья подростков [7, 8].

Среди студентов медицинских вузов хронический стресс встречается чаще, чем в общей популяции [9, 10], и отрицательно сказывается на учащихся, способствует возникновению тревоги и депрессии, снижает удовлетворенность жизнью, негативно влияет на работоспособность и общее состояние здоровья, приводит к риску развития заболеваний желудочно-кишечного тракта [11, 12, 13, 14] и суицидального поведения [15].

Ситуация осложняется тем, что уже среди поступающих в медицинские институты имеется высокая распространенность стресса, тревоги и депрессии, а с началом учебы их уровень значительно повышается [16, 14]. Студенты с высоким уровнем дистресса [17] в 2–4 раза чаще употребляют психоактивные вещества (наркотики, алкоголь), курят табак. Стрессовое состояние студентов негативно сказывается на состоянии психического здоровья, ведет к ухудшению успеваемости [18, 13], снижению уровня профессиональной подготовки и успешности в будущем [4].

Студенты-медики с высоким уровнем тревоги и депрессии зачастую отказываются от системы поддержки или испытывают сложности в доступе к ней [19]. Вместе с тем врачи и студенты-медики редко обращаются за помощью для решения собственных проблем с психикой. Лишь ситуации, критические для их психического здоровья, могут послужить поводом обращения к специалисту. Это связано со страхом быть стигматизированными из-за своего расстройства [20, 21]. Известно, что неоднократное посещение специализированного студенческого консультативного центра при высоком уровне психологического стресса повышает уровень общего функционирования [22]. В то же время многие программы самообучения навыкам и стратегиям, направленные на улучшение психологического здоровья и успеваемости учащихся, показывают только кратковременное улучшение по депрессии и тревоге и не влияют на академическую успеваемость [23].

Для Цитирования:
Руженкова Виктория Викторовна, Шереметьева Ирина Игоревна, Руженков Виктор Александрович, Сравнительные характеристики учебного стресса и состояния психического здоровья студентов-медиков старших курсов, учащихся в различных вузах (результаты межрегионального исследования). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: