Проблема изучения психического здоровья у студентов высших учебных заведений становится все более актуальной [1, 2], так как симптомы депрессии, тревоги и дистресса чаще встречаются у студентов, чем у сверстников по возрасту [3, 4], а также и населения в целом [5]. Более высокая частота психических расстройства у студентов связана с как с учебным дистрессом [6], так и является отражением ухудшения психического здоровья подростков [7, 8].
Среди студентов медицинских вузов хронический стресс встречается чаще, чем в общей популяции [9, 10], и отрицательно сказывается на учащихся, способствует возникновению тревоги и депрессии, снижает удовлетворенность жизнью, негативно влияет на работоспособность и общее состояние здоровья, приводит к риску развития заболеваний желудочно-кишечного тракта [11, 12, 13, 14] и суицидального поведения [15].
Ситуация осложняется тем, что уже среди поступающих в медицинские институты имеется высокая распространенность стресса, тревоги и депрессии, а с началом учебы их уровень значительно повышается [16, 14]. Студенты с высоким уровнем дистресса [17] в 2–4 раза чаще употребляют психоактивные вещества (наркотики, алкоголь), курят табак. Стрессовое состояние студентов негативно сказывается на состоянии психического здоровья, ведет к ухудшению успеваемости [18, 13], снижению уровня профессиональной подготовки и успешности в будущем [4].
Студенты-медики с высоким уровнем тревоги и депрессии зачастую отказываются от системы поддержки или испытывают сложности в доступе к ней [19]. Вместе с тем врачи и студенты-медики редко обращаются за помощью для решения собственных проблем с психикой. Лишь ситуации, критические для их психического здоровья, могут послужить поводом обращения к специалисту. Это связано со страхом быть стигматизированными из-за своего расстройства [20, 21]. Известно, что неоднократное посещение специализированного студенческого консультативного центра при высоком уровне психологического стресса повышает уровень общего функционирования [22]. В то же время многие программы самообучения навыкам и стратегиям, направленные на улучшение психологического здоровья и успеваемости учащихся, показывают только кратковременное улучшение по депрессии и тревоге и не влияют на академическую успеваемость [23].