Большинство современных психоаналитически ориентированных исследователей в своих публикациях объединяются констатацией того факта, что пациенты с соматоформными расстройствами (СФР) являются одними из наиболее трудно курабельных и просто «неудобных» для психотерапии в сравнении с многими другими категориями психически больных. В то же время отмечается, что психоаналитическая психотерапия (ПП) относится к наиболее распространенным, авторитетным, технологически разработанным и эффективным методам лечения больных с СФР и другими формами психосоматической патологии [1].
При лечении соматоформных расстройств технология ПП направлена на раскрытие содержания внутренних эмоциональных конфликтов, лежащих в основе симптоматики пациентов. Метод дает возможность пациентам «овладеть своими репрессированными желаниями, понять страхи и тревоги» [2, 3]. Ключевым техническим инструментом метода, как известно, является интерпретация, однако применительно к соматоформным больным терапевту рекомендуется пользоваться ею крайне деликатно и только будучи уверенным в подготовленности клиента к соответствующим инсайтам [4]. Психотерапевтический процесс должен способствовать использованию пациентами «более здоровых» стратегий преодоления внутриличностных конфликтов за счет освоения зрелых механизмов психологической защиты [5, 6]. Успешная психотерапия приводит пациента к усилению вторичного (логического, сознательного) мышления в противовес первичным (бессознательным) процессам, что сопровождается «десоматизацией» эмоциональной сферы, уменьшением патологических телесных сенсаций и симптомов вегетативного дисбаланса.
В обзоре публикаций [7], освещающем применение интегративного психодинамического и межличностного подхода в психотерапии СФР, основное внимание обратили на современные разработки практических аспектов психотерапии этих пациентов. Авторы приходят к заключению: психотерапия соматоформных расстройств эффективна при условии, если терапевт, руководствуясь классическими психоаналитическими и межличностными моделями этой патологии, поддерживает, во-первых, активную, экспрессивную позицию в контактах с пациентом и, во-вторых, избегает ранних психосоциальных интерпретаций соматоформных жалоб.