Антипсихотики (антипсихотические средства, нейролептики), наряду с антидепрессантами, нормотимиками и препаратами для лечения тревоги и бессонницы, представляют собой один из основных классов психотропных лекарственных средств.
Антипсихотики используются в лечении шизофрении1 и психозов другого происхождения, а также в терапии биполярного расстройства. Кроме того, антипсихотики находят применение в лечении непсихотических психических нарушений как в качестве самостоятельных лекарственных средств (с преимущественным использованием их седативного и противотревожного действия), так и для усиления (аугментации) эффектов антидепрессантов. Наконец, в детской и подростковой психиатрии показанием к назначению антипсихотиков служат нарушения поведения.
С определенной долей условности антипсихотические средства разделяют на две группы: типичные (традиционные, конвенциональные) антипсихотики, или препараты первого поколения, и атипичные антипсихотики, или препараты второго поколения.
Считается, что антипсихотики второго поколения в сравнении с предшественниками характеризуются меньшим сродством к дофаминовым рецепторам (с антагонистическим влиянием на которые связывают редукцию психотических симптомов), смещением соотношения между дофаминергическими и серотонинергическими эффектами в сторону последних (влиянием на серотониновые рецепторы принято объяснять уменьшение негативных симптомов шизофрении), меньшей частотой экстрапирамидных эффектов и более выраженной способностью вызывать метаболические нарушения, включая увеличение массы тела и ожирение, метаболический синдром, артериальную гипертензию, нарушения липидного обмена, повышение уровня глюкозы и провокацию сахарного диабета 2-го типа [1, 2].
Следует отметить, что в определенном противоречии с существующим представлением о преимущественной способности именно антипсихотиков второго поколения вызывать нежелательные метаболические сдвиги находятся данные систематического обзора и метаанализа 21 рандомизированного контролируемого исследования, указывающие на вероятность увеличения массы тела, достоверно превосходящую таковую у плацебо, при лечении любыми антипсихотиками [3].