Понятие «зрелищность» ассоциируется в нашем воображении с образами ярмарки, карнавала, яркого, увлекательного, веселого со смехом, радостью, яркими красками, зеркальными бликами. Конечно, «зрелищность» — это не только позитивные впечатления: это могут быть и шокирующие, пугающие впечатления, о чем свидетельствует латинское слово “specter” (от лат. “spectrum” — «видимое»), означающее «видение», «призрак», которое опять же является одним из синонимов русского — «зрелищность». Феномены зрелища и зрелищности можно рассматривать как феномены общества и культуры. В статье показаны подходы к анализу понятия «зрелищность», которые представлены в культурологических и философских трудах российских и зарубежных учёных: М.М. Бахтина, Х. Ортеги-и-Гассета, А.И. Мазаева, Н.А. Хренова, Е.В. Сальниковой и других. Раскрыто, что в разработке этих понятий авторы опираются на анализ традиций и ритуалов, связанных с праздничной культурой. Нередко, через дихотомию праздник / повседневность авторами выявляется сущностная характеристика понятий. Элитарное и профанное, «низовое» и «высокое» — это те характеристики, которыми пользуются, говоря о массовой и элитарной культуре. Материалы статьи могут быть использованы в рамках дисциплин «История культуры», «История искусства», «Эстетика».