По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7 DOI:10.33920/nik-02-2408-06

Российская историческая тематика в компьютерных играх. Ролевая игра в жанре «экшн» «Смута»

Сапожникова Виктория Станиславовна кандидат культурологии, выпускница кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: sivika@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6811-4846

На российском рынке компьютерных игр отмечается интерес к исторической тематике. Особое внимание стоит уделить росту популярности игр, основанных на славянской мифологии, фольклоре и альтернативной истории. Разработчики — преимущественно отечественные компании со всей России — предлагают погрузиться в славянский эпос, изменить ход истории и просто стать свидетелями и участниками исторических событий. Компьютерную игру можно рассматривать как учебный материал, где в игровой форме познается сложный период российской истории — Смутное время начала XVII в., ознаменованный внешней интервенцией, случаями самозванства, гражданскими русскопольской и русско-шведской войнами, государственными кризисами. Игра представляет собой пример новой образовательной методики, объединяющей процессы обучения и воспитания.

Литература:

1. Вышла игра «Смута» от российских разработчиков. Каким получился «Сибирский Ведьмак»? [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2024/04/06/ smuta/ (дата обращения: 10.05.2024).

2. Загоскин М.Н. Москва и москвичи : Записки Богдана Ильича Бельского, издаваемые М. Н. Загоскиным / [Сост., вступ. ст. и примеч. Н. Г. Охотина]. — Москва : Моск. рабочий, 1988. — 622 с.

3. Институт развития интернета — последние новости. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/tags/organizations/institut-razvitiya-interneta/ (дата обращения: 10.05.2024).

4. Историческая игра «Смута» 4 апреля станет доступна пользователям VK Play [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240404/igra_smuta-1937738666.html (дата обращения: 10.05.2024).

5. Костина А.В., Гудима Т.М. культурная политика современной России: соотношение этнического и национального. Изд. стереотип. — М.: ЛЕНАНД, 2023. — 264 с.

6. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты. — Изд. 3-е. М.: ЛЕНАНД, 2016. — 344 с.

7. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. — 438 с.

8. Лотман Ю.М. Типология культуры [Текст] : Статьи по типологии культуры. Тарту : [б. и.], 1970. — 105 с.

9. Лурье С.В. Историческая этнология : учеб. пособие для вузов / С.В. Лурье. М.: Гаудеамус : Акад. Проект, 2004 (Киров : ФГУИПП Вятка). — 622 с.

10. Мунасыпова С.В. К вопросу о русской самоидентичности // Этно-Журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/?p=21 (дата обращения: 10.05.2024).

11. Разработчики игры «Смута» получат новый транш в рамках господдержки [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/02/10/962432razrabotchiki-igri-smuta-poluchat-novii-grant (дата обращения: 10.05.2024).

12. Седых О.М. Очерки по истории русской культуры: проблемы, концепции, механизмы культурной памяти: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2024. — 160 с.

13. «Смута» не получилась. Вообще. Автор Rambler.ru в обзоре игры рассказал о минусах и плюсах проекта [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ Zg6xfuGVpz8PaAqw (дата обращения: 10.05.2024).

1. The game "Smuta" from Russian developers has been released. What did the "Siberian Witcher" turn out to be? [Electronic resource]. URL: https://lenta.ru/ articles/2024/04/06/smuta/ (date of access: 10.05.2024).

2. Zagoskin M.N. Moscow and Muscovites: Notes of Bogdan Ilyich Belsky, published by M.N. Zagoskin / [Comp., introduction and notes by N.G. Okhotin]. — Moscow: Mosk. rabochy, 1988. — 622 p.

3. Institute for Internet Development — latest news. [Electronic resource]. URL: https://lenta.ru/tags/organizations/institut-razvitiya-interneta/ (date of access: 10.05.2024).

4. The historical game "Smuta" will be available to VK Play users on April 4 [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20240404/igra_smuta-1937738666.html (accessed: 10.05.2024).

5. Kostina A.V., Gudima T.M. Cultural policy of modern Russia: the relationship between the ethnic and the national. Publ. stereotype. — M .: LENAND, 2023. — 264 p.

6. Kostin V.I., Kostina A.V. National security of modern Russia: Economic and sociocultural aspects. — 3rd ed. M .: LENAND, 2016. — 344 p.

7. Likhachev D.S. Russian culture / DS Likhachev. M .: Art, 2000. — 438 p.

8. Lotman Yu.M. Typology of Culture [Text]: Articles on the Typology of Culture. Tartu: [b. i.], 1970. — 105 p.

9. Lurye S.V. Historical Ethnology: a textbook for universities / S.V. Lurye. Moscow: Gaudeamus: Acad. Project, 2004 (Kirov: FGUPPP Vyatka). — 622 p.

10. Munasypova S.V. On the Issue of Russian Self-Identity // Ethno-Journal [Electronic resource]. URL: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/?p=21 (accessed: 10.05.2024).

11. The developers of the game "Sturmoil" will receive a new tranche of state support [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2023/02/10/962432-razrabotchiki-igri-smuta-poluchat-novii-grant (date of access: 10.05.2024).

12. Sedykh O.M. Essays on the history of Russian culture: problems, concepts, mechanisms of cultural memory: a tutorial. — Moscow: Prospect, 2024. — 160 p.

13. "Time of Troubles" did not work out. At all. The author of Rambler.ru in a review of the game spoke about the pros and cons of the project [Electronic resource]. URL: https://dzen.ru/a/Zg6xfuGVpz8PaAqw (date of access: 10.05.2024).

Разработанная российской игровой студией Cyberia Nova компьютерная игра «Смута» в жанре action/RPG стала одним из самых ожидаемых и высокобюджетных проектов отечественного рынка. Ее выход состоялся в апреле 2024 года. Заказчик игрового проекта — государство, а разработка осуществлялась при участии и поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»1 ), за основу был взят первый в России исторический роман вальтерскоттовского типа М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», опубликованный в 1829 году. В работе над произведением, автор опирался на такие труды как «История государства Российского» Н.М. Карамзина, «Опыт повествования о древностях русских» Г.П. Успенского. Также к работе были привлечены сочинения отечественных авторов XVII века. Стоит выделить наиболее знаменитое «Сказание» келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, где подробно описываются события во время ее осады польскими интервентами. Отметим также, что произведение «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» было весьма популярным в России XIX века, и являлось «визитной карточкой» автора [2, c. 23]. Роман был переведён на шесть иностранных языков и выдержал не менее восьми изданий. В 1831 году был поставлен на площадке Малого театра. В Советское время роман был характеризован как «патриотически-тенденциозный».

Основное действие «Смуты» происходит в Нижнем Новгороде на фоне русско-польской войны (конец 1611 г. — конец 1612 г.). Действующие лица — реальные исторические личности, а также вымышленные персонажи. Главный герой игры знатный боярин Юрий Милославский , принимающий непосредственное участие в важнейших событиях того времени: в сборе Нижегородского ополчения и в Битве за Москву. Милославский в ходе игры исправляет ошибки своего прошлого, что в результате способствует прекращению тяжелого периода Смутного времен и объединению Московской Руси.

Несмотря на затраты, игра «Смута» получила больше негативных отзывов как у видеоблогеров, игровых журналистов, так и у самих игроков [14]. В основном пользователи остались недовольны техническими недоработками продукта, чрезмерными диалогами между персонажами, которые целевая аудитория восприняла как «пустословные». Также игроков раздражали «пустые хождения» главного героя, а созданный геймплей показался пользователям «унылым» и непривычным. Игра оценена как «сырая», нуждающаяся в доработке. Отметим, что оценку давали преимущественно сами игроки, чей уровень общего образования весьма разнообразен во всех отношениях. Встречаются комментарии, где игроки жалуются, например, что у боярина Милославского (война XVII века) простенькое «самозарядное, магазинное ружье (ружжо) с низким убойным боем» [14].

Для Цитирования:
Сапожникова Виктория Станиславовна, Российская историческая тематика в компьютерных играх. Ролевая игра в жанре «экшн» «Смута» . Ученый совет. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: