По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 79.01/09 DOI:10.33920/nik-02-2408-03

Понятие «зрелищность» в контексте культурологических концепций

Морозова Елена Ивановна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: eim7@mail.ru

Понятие «зрелищность» ассоциируется в нашем воображении с образами ярмарки, карнавала, яркого, увлекательного, веселого со смехом, радостью, яркими красками, зеркальными бликами. Конечно, «зрелищность» — это не только позитивные впечатления: это могут быть и шокирующие, пугающие впечатления, о чем свидетельствует латинское слово “specter” (от лат. “spectrum” — «видимое»), означающее «видение», «призрак», которое опять же является одним из синонимов русского — «зрелищность». Феномены зрелища и зрелищности можно рассматривать как феномены общества и культуры. В статье показаны подходы к анализу понятия «зрелищность», которые представлены в культурологических и философских трудах российских и зарубежных учёных: М.М. Бахтина, Х. Ортеги-и-Гассета, А.И. Мазаева, Н.А. Хренова, Е.В. Сальниковой и других. Раскрыто, что в разработке этих понятий авторы опираются на анализ традиций и ритуалов, связанных с праздничной культурой. Нередко, через дихотомию праздник / повседневность авторами выявляется сущностная характеристика понятий. Элитарное и профанное, «низовое» и «высокое» — это те характеристики, которыми пользуются, говоря о массовой и элитарной культуре. Материалы статьи могут быть использованы в рамках дисциплин «История культуры», «История искусства», «Эстетика».

Литература:

1. Бабанов И.П. Сорокин. Это — моя философия. [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2023/01/16/1027 (дата обращения: 12.01.2024).

2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма [Текст]; Войны в заливе не было / Жан Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. — М.: РИПОЛ классик, 2016. — 222 с.

3. Гамеев С. ИИ-искусственный интеллект. [Электронный ресурс]. URL: ИИискусственный интеллект — Сергей Гамеев — КОНТ (cont.ws) (дата обращения 22.19.2023).

4. Ильин И.П. Словарь терминов французского структурализма. — В сб.: Структурализм: «за» и «против» [Текст] : Сборник статей : Пер. с англ., фр., нем., чеш., польск. и болг. яз. / Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова; [Предисл. В. П. Крутоуса, с. 3–24]. — М.: Прогресс, 1975. — 468 с. — С. 462–465.

5. Кант И. Критика чистого разума : [Пер. с нем.] / Кант; [Примеч. Ц. Г. Арзаканяна]. — Москва : Мысль, 1994. — 591 с.

6. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер; Редкол.: сост.: С.Я. Левит, Л.В. Скворцов; Пер.: Б. Вимер и др. — М.: Гардарика, 1998. — 779 с. — С. 440–723.

7. Кибрик А., Паршин П. Дискурс — [Электронный ресурс]. URL: https://www. krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html (дата обращения: 12.01.2024).

8. Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа [Текст]: учебник для вузов / И.В. Кирия, А.А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. (Учебники Высшей школы экономики). — 423 с.

9. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек-текст-семиосфера-история / Ю.М. Лотман; [Предисл. В. В. Иванова]; Тартус. ун-т. — Москва : Языки рус. культуры : Кошелев, 1996. — 447 с.

10. Лотман Ю. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. — Москва: Прогресс: Гнозис, 1992. — 270 с.

11. Лотман Ю. Избранные статьи : в 3 томах / Ю.М. Лотман. — Таллинн : Александра, 1992. — Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. — 1992. — 479 с.

12. Лотман Ю. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман; [Предисл. Б. Егорова]. — Москва: Книга, 1987. — 336 с.

13. Мамардашвили М. Лекции по античной философии / Мераб Мамардашвили; Под ред. Ю.П. Сенокосова. — Москва : Аграф, 1998. — 309 с.

14. Плутарх. Хорошо ли изречение: «Живи неприметно»? Перевод с древнегреческого и комментарии Э.Г. Юнца (Москва) // Вестник древней истории. — 1998 г. — № 4. — С. 227–231.

15. Сеченов И.Н. Элементы мысли [Текст] / И. М. Сеченов. — Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. — 221 с.

16. Сыромятников Н. Симулякр. [Электронный ресурс]. URL: https://proza. ru/2021/08/18/1637 (дата обращения: 12.01.2024).

17. Хисматулина Н.А. Зрелищность и участие: антагонистические категории анализа современных художественных практик. [Текст] / Н.А. Хисматулина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2015. — № 2 (140). — С. 162–170.

18. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н.А. Хренов. — Москва: Наука, 2006. — 646 с.

19. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса : Монография / Е. И. Шейгал; Рос. акад. наук. Ин-т языкознания, Волгогр. гос. пед. ун-т. — Москва ; Волгоград : Перемена, 2000. — 367 с.

20. Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? // Living As Form: Socially Engaged Art From 1991–2011. Cambridge, MA, 2012.

1. Babanov I.P. Sorokin. This is my philosophy. [Electronic resource]. URL: https:// proza.ru/2023/01/16/1027 (date of access: 12.01.2024).

2. Baudrillard J. The Spirit of Terrorism [Text]; There was no Gulf War / Jean Baudrillard; [translated from French by A. Kachalova]. — M .: RIPOL classic, 2016. — 222 p.

3. Gameev S. AI-artifi cial intelligence. [Electronic resource]. URL: AI-artifi cial intelligence — Sergey Gameev — CONT (cont.ws) (date of access 22.19.2023).

4. Ilyin I.P. Dictionary of terms of French structuralism. — In the collection: Structuralism: Pros and Cons [Text]: Collection of articles: Translated from English, French, German, Czech, Polish and Bulgarian / Ed. by E. Ya. Basin and M. Ya. Polyakov; [Preface by V. P. Krutous, pp. 3–24]. — Moscow: Progress, 1975. — 468 p. — Pp. 462–465.

5. Kant I. Critique of Pure Reason: [Translated from German] / Kant; [Note by C.G. Arzakanyan]. — Moscow: Mysl, 1994. — 591 p.

6. Cassirer E. An Essay on Man. Introduction to the Philosophy of Human Culture // Selected Works. An Essay on Man / E. Cassirer; Editorial team: compiled by: S.Ya. Levit, L.V.Skvortsov; Translated by: B. Wimer et al. — M.: Gardarika, 1998. — 779 p. — P. 440– 723.

7. Kibrik A., Parshin P. Discourse — [Electronic resource]. URL: https://www.krugosvet. ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html (access date: 01/12/2024).

8. Kiriya I.V., Novikova A.A. History and theory of media [Text]: textbook for universities / I.V. Kiriya, A.A. Novikova; National research University "Higher School of Economics". M.: Publishing house. House of the Higher School of Economics, 2017. (Textbooks of the Higher School of Economics). — 423 s.

9. Lotman Yu.M. Inside thinking worlds: Man-text-semiosphere-history / Yu.M. Lotman; [Preface V.V. Ivanova]; Tartus. univ. — Moscow: Russian languages. culture: Koshelev, 1996. — 447 p.

10. Lotman Yu. Culture and explosion / Yu.M. Lotman. — Moscow: Progress: Gnosis, 1992. — 270 p.

11. Lotman Yu. Selected articles: in 3 volumes / Yu.M. Lotman. — Tallinn: Alexandra, 1992. — T. 1: Articles on semiotics and typology of culture. — 1992. — 479 p.

12. Lotman Yu. The Creation of Karamzin / Yu. M. Lotman; [Preface by B. Egorov]. — Moscow: Kniga, 1987. — 336 p.

13. Mamardashvili M. Lectures on Ancient Philosophy / Merab Mamardashvili; Ed. by Yu.P. Senokosov. — Moscow: Agraf, 1998. — 309 p.

14. Plutarch. Is the Saying “Live Unnoticed” Good? Translation from Ancient Greek and Commentary by E.G. Yunets (Moscow) // Bulletin of Ancient History. — 1998 — No. 4. — P. 227–231.

15. Sechenov I.N. Elements of Thought [Text] / I. M. Sechenov. — St. Petersburg: Lenizdat, 2014. — 221 p.

16. Syromyatnikov N. Simulacrum. [Electronic resource]. URL: https://proza. ru/2021/08/18/1637 (date of access: 12.01.2024).

17. Khismatulina N.A. Spectacle and participation: antagonistic categories of analysis of contemporary artistic practices. [Text] / N.A. Khismatulina // Bulletin of the Ural Federal University. Ser. 3, Social Sciences. — 2015. — No. 2 (140). — P. 162–170.

18. Khrenov N.A. Spectacles in the era of the uprising of the masses / N.A. Khrenov. — Moscow: Nauka, 2006. — 646 p.

19. Sheigal E.I. Semiotics of political discourse: Monograph / E. I. Sheigal; Rus. acad. sciences. Institute of Linguistics, Volgograd. state ped. univ. — Moscow ; Volgograd: Peremena, 2000. — 367 p.

20. Bishop C. Participation and Spectacle: Where Are We Now? // Living As Form: Socially Engaged Art From 1991–2011. Cambridge, MA, 2012.

Потребность в «зрелищности», как утверждают исследователи [17], — это признак усталости общества, где субъект нуждается в коммуникации. Такую возможность взаимодействия зрелищной культуры и социального индивида (а также массовой публики) как раз и даёт «зрелищность» — она является «ключом» ко многим смыслам в парадигме коммуникативного пространства. И здесь «зрелищность» выступает как коммуникативный принцип, создавая высокий эмоциональный фон, который требует обмена — общения, коммуникации, диалога.

Но человек и сам нуждается в «зрелищности», это его потребность в игровом начале, ярких красках, интересных костюмах, интерьерах, путешествиях, колоритности и многом другом. Пользуясь «зрелищностью» как орудием — средством манипуляции, человека уводят в мир иллюзий, в гиперреальность, как альтернативу коммуникативному пространству. Гиперреальность погружает человека в небытие, как мифологические ундины увлекали путешественников своими чарами, а затем их губили. И здесь, вероятно, необходимо человеку очнуться и вспомнить, что он разумен и способен управлять гиперреальностью, которая является только лишь игрой.

Вся история праздничной, ритуальной, игровой культуры, связанная с понятием «зрелищность», свидетельствует об этом «образном» спектре, о презентации «рожденного» по Плутарху [13, c. 231].

Homo sapiens и Homo ludens — «Человек разумный» и «Человек играющий» — это две неразделимые характеристики современного человека. «Человек играющий» в нашу постмодернистскую действительность, с её технократической составляющей, звучит зловеще: Человек играющий — с кем? Кто его партнёр, с кем человек входит в диалог? Чаще всего, в настоящее время — играющий с виртуальным пространством, которое заменяет зрелищностью подлинную реальность, а урбанизированному человеку именно ее и не хватает в реальной жизни. Сегодня идеи Й. Хейзинги и Э. Берна, как и сам «человек играющий», вновь становятся востребованными, как дионисийские «стихии свободы». Игра захватывает всё современное общество — это компьютерные игры, поиск и ловля покемонов, мульт-герои на улицах городов (особенно в Японии), Диснейленд и ему подобные сказочные земли, фестивали старинной народной культуры, квесты гарри-поттеровской направленности, сама виртуальная жизнь — покупка виртуальных домов и виртуальных объектов искусства, даже криптовалюта — все это имеет отчасти или полностью игровой характер. С огромной скоростью человечество вовлекается в гиперреальность «Зазеркалья». Что это? — кризис культуры или «водоворот», как порождающая сила, ввергающая человечество в «иное» пространство?

Для Цитирования:
Морозова Елена Ивановна, Понятие «зрелищность» в контексте культурологических концепций. Ученый совет. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: