По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.6 DOI: 10.33920/nik-02-2408-04

Советские массовые праздники как форма закрепления национальной символики

Стрельцова Дарья Александровна заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: dgorinova@mail.ru, ORCID: 0009-0005-5547-3272

Социалистическая революция 1917 года создала благоприятные условия для развития праздничной культуры, создав атмосферу подъема, душевного и физического напряжения, зарядив этой энергией и праздник. Революция придала народным гуляниям всенародный характер, в едином дыхании объединились крестьяне, рабочие, матросы, горожане. Народ ощущал необыкновенную значимость происходящих событий в судьбе каждого, от взрослого человека — до ребенка. Праздники были такими же борцами в пролетарском ряду, как и стихи Д. Бедного, В. Маяковского, как плакаты Д. Моора, влекшие людей на продолжение подвига. Автор показывает, что составляющие народного празднества универсальны, они сохраняются вплоть до настоящего времени, и это отражается не только в оформлении праздника, но и его символике.

Литература:

1. Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность. — Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1986. — 140 с.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники [Текст] : [Учеб. пособие для ин-тов культуры] / Д. М. Генкин. — М.: Просвещение, 1975. — 140 с.

3. Круглова Т.А., Саврас Н.В. Новый год как праздничный ритуал советской эпохи // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2010. — № 2 (76). — С. 5–14.

4. Луначарский А.В. Первый первомайский праздник после победы. — «Красная Нива». — 1926. — № 18. — С. 8.

5. Луначарский А.В. Почему нельзя верить в бога? [Текст] : Избр. атеистич. произведения / [Вводная статья Ф. Н. Олещука, с. 5–26] ; Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М. : Наука, 1965. — 443 с.

6. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление [Текст] : Опыт ист.-теорет. исслед. — М.: Наука, 1978. — 392 с.

7. Массовые празднества: Сборник Ком. социол. изучения искусств / Гос. ин-т истории искусств; Предисл.: Н. Извеков. Ленинград: Academia, 1926. — 204 с.

8. Рейснер М. Старое и новое // Красная новь. — 1992. — № 2. — С. 276.

9. Рольф М. Советские массовые праздники / Мальте Рольф ; [пер. с нем. В.Т. Алтухова] ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [и др.]. — Москва : Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина : РОССПЭН, 2009. — 438 с.

10. Советские традиции, праздники и обряды: Опыт, проблемы, рекомендации : [Сборник / Сост. М. Д. Довбуш и др.]. — М.: Профиздат, 1986. — 333 с.

11. Шаповалов С.Н. Советские революционные праздники в 1918–1920-е гг. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovetskie-revolyutsionnyeprazdniki-v-1918-1920-e-gg-1 (дата обращения: 12.07.2023)

1. Benifand A.V. Holiday, essence, history, modernity. — Krasnoyarsk: Krasnoyarsk University Publishing House, 1986. — 140 p.

2. Genkin D.M. Mass holidays [Text]: [Textbook for cultural institutes] / D.M. Genkin. — Moscow: Education, 1975. — 140 p.

3. Kruglova T.A., Savras N.V. New Year as a festive ritual of the Soviet era // Bulletin of the Ural State University. Series 2: Humanities. — 2010. — No. 2 (76). — P. 5–14.

4. Lunacharsky A.V. The fi rst May Day holiday after the victory. — "Krasnaya Niva". — 1926. — No. 18. — P. 8.

5. Lunacharsky A.V. Why can't we believe in God? [Text]: Selected atheistic works / [Introductory article by FN Oleshchuk, pp. 5–26]; USSR Academy of Sciences. Institute of History. — Moscow: Nauka, 1965. — 443 p.

6. Mazaev A.I. Holiday as a socio-artistic phenomenon [Text]: An experience of historical-theoretical research. — Moscow: Nauka, 1978. — 392 p.

7. Mass Celebrations: Collection of the Committee on Sociological Studies of the Arts / State Institute of Art History; Preface: N. Izvekov. Leningrad: Academia, 1926. — 204 p.

8. Reisner M. Old and new // Krasnaya nov. — 1992. — No. 2. — P. 276.

9. Rolf M. Soviet mass holidays / Malte Rolf; [translated from German by V.T. Altukhova]; Commissioner for Human Rights in the Russian Federation [and others]. — Moscow: Foundation of the First President of Russia B.N. Yeltsin: ROSSPEN, 2009. — 438 p.

10. Soviet traditions, holidays and rituals: Experience, problems, recommendations: [Collection / Comp. M.D. Dovbush et al.]. — Moscow: Profi zdat, 1986. — 333 p.

11. Shapovalov S.N. Soviet revolutionary holidays in the 1918-1920s. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovetskie-revolyutsionnye-prazdnikiv-1918-1920-e-gg-1 (date of access: 12.07.2023)

Один из инициаторов и организаторов первых советских праздников, первый нарком просвещения А. В. Луначарский, описывал Первомай 1918 г., проходивший впервые в Петрограде, так: «С точки зрения праздничного, торжественного, необыкновенно острого, радостного настроения, с точки зрения красоты форм, в которые как-то само собой отлился этот первый праздник 1 Мая после Октября, он был самым удачным. С тех пор я еще много первомайских праздников прожил с пролетариатом Ленинграда и Москвы. Они все были многозначительны, они все были людны, они все были тем, чем должен быть праздник пролетариата, не только праздником, но вместе с тем делом, днем отчета, днем самоорганизации, днем смотра. Но ни один из них не оставил во мне такого впечатления ряда чудесных картин, соединения ничем не омраченной радости сотен тысяч людей и усилий художников, с открытой душой пошедших на встречу массам» [4].

Города были украшены огромных размеров красными полотнищами, флажками, транспарантами, шарами, объемными флаговыми и матерчатыми композициями, портретами вождей, растяжками, плакатами, огромными щитами, цветами и цветочными гирляндами, венками и букетами, композициями из различных материалов — все это убранство производило совершенно грандиозный эффект. «Деятели партийного государства старались сделать так, чтобы праздник выделялся на фоне повседневности, для чего подобное событие всячески украшалось и поособому обставлялось. В частности, это выражалось уже на вербальном уровне. Советский праздник означал чрезвычайное положение — «отсрочку будней» — на определенном отрезке времени. Зато семантика советского праздника в значительной степени утратила значение отдыха, ничегонеделания» [9, c. 17].

Советский ученый Д.М. Генкин оценивает первые праздники молодой страны таким образом: «Советские массовые праздники, рожденные в горниле Октября, отличаются четким политическим содержанием, проникнуты высоким гражданским пафосом» [2, c. 34]. В революционных праздниках все принимали активное участие, особенно дети. На площадях и специальных площадках демонстрировались гимнастические, ритмические хоровые и декламационные выступления детей. Участвуя в революционных праздниках, дети и юношество, несомненно, испытывали гордость за свое Отечество, участие в таких мероприятиях оказывало громадное патриотически-воспитательное воздействие, формируя их миропонимание.

Для Цитирования:
Стрельцова Дарья Александровна, Советские массовые праздники как форма закрепления национальной символики. Ученый совет. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: