В статье представлен формирующий эксперимент, отражающий основы формирования элитной личности, а также раскрыты важнейшие принципы и составляющие элитизирующей среды вуза.
В статье показано, что развитие информационных технологий существенно изменяет среду обитания человека и способы передачи в ней. Осознавая отдельные отрицательные свойства, которые формируются у обучающихся в процессе образования посредством ИКТ, развитие коммуникационной среды есть объективная реальность. Для достижения целей обучения необходимо эффективно использовать информационные ресурсы, в том числе и их творчески-содержательный потенциал.
Обсуждается проблема комплектования книжного фонда библиотеки вуза в условиях отсутствия заявок на литературу от подразделений. Для решения проблемы вводятся локальные рейтинги книжных изданий как показатели объективной значимости для вуза и методика их расчета, строится математическая модель оптимизации заказа литературы для библиотеки вуза на основе предложенных рейтингов, рассматривается алгоритм, обеспечивающий формирование оптимального заказа литературы в соответствии с построенной моделью, обсуждается практическая реализация алгоритма в системе автоматизированной поддержки комплектования фонда.
В статье рассматривается понятие метакогнитивного инварианта как категории, позволяющей описывать когнитивную деятельность обучающихся. Приводятся примеры применения метакогнитивных инвариантов для формирования когнитивных компетенций выпускников вузов.
В статье проведен сравнительный анализ образовательной политики советской власти и Белого движения в годы Гражданской войны на юге России. Если большевики считали необходимым создать систему государственного народного образования, основанную на минимуме знаний для детей рабочих и крестьян и атеизме, то белые возвращали старую школу, сохраняя частное образование и его связь с церковью. Образовательная политика стала одной из причин поворота населения региона в сторону советской власти.
В статье уточняется теоретико-методологический инструментарий исследования культурного пространства, впервые в науку вводится эмпирический материал, представляющий собой рефлексивное самоописание студентами опыта освоения культурного пространства художественного вуза.