По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:316.34/.35; 316.7

Высшая школа народных искусств: специфика культурного пространства художественного вуза

Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2а, E-mail: nauka_vshni@mail.ru

В статье уточняется теоретико-методологический инструментарий исследования культурного пространства, впервые в науку вводится эмпирический материал, представляющий собой рефлексивное самоописание студентами опыта освоения культурного пространства художественного вуза.

Литература:

1. Баженова О.А. Культурная семантика неповседневных пространств русского средневековья: Автореф. канд. культурологии. — СПб., 2008. — 20 с.

2. Бредникова О., Запорожец О. Микроурбанизм. Ловушка для города // Микроурбанизм. Город в деталях / Сб. статей; отв. ред. О. Бредникова, О. Запорожец. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 13–42.

3. Де Серто М. Изобретение повседневности. Искусство делать. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 332 с.

4. Ильина М. «Подоконники везде истерли»: диалоги о пространстве // Наши университеты. Студенты: альманах-исследование; ред. Е.Г. Боярских, М.Я. Рожанский, Т.Н. Тимофеева. — Иркутск: ЦНСИО, 2010. — С. 39–42.

5. Клюева Е.А. Историография культурного пространства // Вопросы культурологии. — 2015. — № 1. — С. 35–39.

6. Конев В.А. Об автохтонных идеях культуры // Инновационные аспекты культурной политики в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 19 мая 2008 г.). — СПб.: Астерион, 2008. — С. 101–108.

7. Никифорова Л.В., Рон М.В., Тихомиров С.А., Макашева А.С., Подделкова П.Е. Пространство университетской повседневности: прикладное исследование в формате культурологической экспертизы // Философия и культурология в современной экспертной деятельности: Коллективная монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. — С. 392–414.

Проблема культурного пространства в последние годы весьма успешно разрабатывается в отечественной гуманитарной науке [5]. В культурологии, социологии, визуальной антропологии активно развивается подход, согласно которому культурное пространство рассматривается сквозь призму повседневности человека, предпочтение отдается исследованию деталей и мелочей, которые, как правило, находятся вне рамок «больших теорий». Так, исследователи современного города пытаются описать его через анализ переживания и проживания урбанистических мест, «отдавая предпочтение небольшим пространствам», выбирая для исследования «гибкую и подвижную аналитическую рамку» — «микроурбанизм» [2, с. 14–15]. Ценность данного подхода в том, что он утверждает возможность не только освоения жителями городского пространства, но и его изменения, «переписывания», обживания, «приручения», позволяя вскрыть зазор между официальным и неофициальными пластами городской культуры.

Исходными теоретико-методологическими посылками настоящего исследования стали:

1) понимание культурного пространства не как абстрактной физической величины, пространства вообще, пустого и непрерывного, но как среды обитания человека, наполненной смыслами, ставшей неоднородной, иерархизированной, имеющей «привилегированные точки, места, направления» [6, с. 104], границы, дифференцирующие сакральное и профанное, внешнее и внутреннее, центр и периферию, свое и чужое и т.д.;

2) строгое определение масштаба исследования, что является залогом его успешности, причем микрооптика в данной ситуации предпочтительна (очевидно, что исследование культурного пространства мегаполиса — цель сверхсложная как в теоретическом, так и в практическом плане, в то время как исследование культурного пространства конкретного вуза как в достаточной мере локализованного феномена — посильная для специалиста задача);

3) единица культурного пространства — место или локус, которыми могут быть не только пространственные объекты, но также ситуации, события, личности, высказывания и т.д.;

Для Цитирования:
Тихомиров Сергей Александрович, Высшая школа народных искусств: специфика культурного пространства художественного вуза. Ученый совет. 2015;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: