По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие

Диков Андрей Валентинович доцент кафедры информатики и вычислительных систем Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, кандидат педагогических наук, доцент, Россия, 440026, Пензенская область, г. Пенза, ул. Лермонтова, д. 37, E-mail: an171@rambler.ru

В статье показано, что развитие информационных технологий существенно изменяет среду обитания человека и способы передачи в ней. Осознавая отдельные отрицательные свойства, которые формируются у обучающихся в процессе образования посредством ИКТ, развитие коммуникационной среды есть объективная реальность. Для достижения целей обучения необходимо эффективно использовать информационные ресурсы, в том числе и их творчески-содержательный потенциал.

Литература:

1. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002.

2. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения: 20.06.2015).

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986.

В марте 2015 года всемирно известная американская компания Microsoft выложила в Интернете несколько видеороликов под общим названием «Взгляд в будущее» (https://www.youtube.com/watch?v=ozLaklIFWUI). Будущее это прогнозируется на 2020 год при активном внедрении новых информационных технологий от этой компании. Есть немало людей, у которых просмотр подобных видео, да и вообще появление новых гаджетов вызывают отторжение, неприятие, протест. Это напоминает промышленную революцию и появление новых станков в конце XVIII и начале XIX века. Люди протестовали против этого. Они считали, что их рабочим местам угрожает опасность. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин. Сегодня, к счастью, до погромов дело пока не дошло, хотя появление новых ИКТ угрожает многим рабочим местам, точнее, профессиям, но в то же время дает новые рабочие места для новых специальностей. Но у сегодняшнего протеста есть и другой оттенок, связанный в первую очередь с влиянием ИКТ на развитие интеллекта, на обучение и формирование сознания. Именно это вызывает бурные эмоции, так как протестующим кажется, что современные информационные технологии облегчают процесс обучения, беря на себя автоматизацию многих интеллектуальных действий и вызывая тем самым атрофию мозга и деградацию личности. Так ли это на самом деле?

В отличие от протестующих я не считаю прогресс в информационных технологиях причиной деградации общества. Сначала нужно вообще констатировать эту деградацию. В рамках данной статьи это невозможно сделать. Думаю, что ощущение падения образованности все же более субъективно, чем существует в реальности. Хотя и субъективные ощущения, безусловно, опираются на объективную реальность. Но и в этом случае причиной падения, на мой взгляд, являются не ИКТ, а скорее политика в области образования. Например, такие изменения, как введение ЕГЭ в качестве единственного количественного измерения качества с широко идущими последствиями типа возможности поступления в вуз без вступительных экзаменов или оценки работы учителя. Благодаря ЕГЭ из школы ушли все другие образовательные смыслы, включая профориентационную подготовку, внеклассную работу, проектную деятельность и т.д. Другой пример — введение единого учебника по какому-либо предмету. Очевидно, что данная инициатива не вносит вклад в развитие интеллекта, скорее наоборот.

Для Цитирования:
Диков Андрей Валентинович, Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие. Ученый совет. 2015;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: