В условиях снижения качества высшего образования в вузах, обучение в которых вызывает, мягко скажем, сомнение и недоверие, на рынок труда хлынут псевдоспециалисты. Каких врачей, учителей, инженеров и пр. может получить наше общество?! В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров — дело крупных, авторитетных вузов. Но если профессиональные компетенции призвана формировать учебная программа, то элитную составляющую будущего профессионала — психологическая работа.
На сегодняшний день в России сложилась достаточно серьезная элитологическая школа. Основные теоретико-методологические, практические, прикладные аспекты изучения элит отражены в работах Г.К. Ашина [1], С.И. Барзилова, О.В. Гаман-Голутвиной, А.В. Дуки, Э.А. Зелетдиновой, В.Г. Игнатова, П.Л. Карабущенко [2–4], С.А. Кислицына [5], О.В. Крыштановской, В.П. Мохова, Е.В. Охотского, А.В. Понеделкова, Н.С. Пряжникова [6], А.М. Старостина, А.Г. Чернышева, Е.Б. Шестопал [7] и др.
Особое значение проблема изучения элит имеет для современного образования. Образование, по мнению Ю.П. Попова, наряду со своей основной функцией должно производить отбор, то есть выделять достойных для выполнения определенной деятельности и отсеивать тех, у кого нет задатков для ее осуществления. Таким образом, следует выделять два типа образования: элитное и элитарное. Элитарное образование — это образование «закрытого типа», для детей узкого круга, в который входят люди по критериям высокого социального положения и богатства. Элитное образование — «открытый тип», стремится к выявлению выдающихся способностей и талантов детей из всех социальных страт независимо от материального достатка их родителей.
Научный анализ различных источников позволил нам построить теоретическую модель психологии элит [3], которая включает ряд составляющих:
• социально-психологическая зрелость — включенность личности во взаимодействие с окружающей социальной средой, толерантность, социальная представленность, социальный статус, степень влияния и авторитетности, уровень достижений, социальная ответственность и активность личности;