По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Формирование элиты: проблемы и перспективы. Исследовательская платформа — вуз

Карабущенко Наталья Борисовна заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор психологических наук, профессор, Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, E-mail: n_karabushenko@inbox.ru

В статье представлен формирующий эксперимент, отражающий основы формирования элитной личности, а также раскрыты важнейшие принципы и составляющие элитизирующей среды вуза.

Литература:

1. Ашин Г.К. Основы элитологии. Курс лекций. — Вып. 1. — Алма-Ата, 1996.

2. Карабущенко Н.Б. Особенности проявления толерантности как свойства элитной личности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 2 (35). — С. 213–220.

3. Карабущенко Н.Б. Психология элит (теоретические основания): Монография. — М.: Техпромграфика-М, 2012. — 288 с.

4. Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В. Психологические основы формирования элит в вузе. Методические рекомендации. — М.: РУДН; СПб.: Издательский дом «Алеф Пресс», 2013. — 116 с.

5. Кислицын С.А. Научная элита в системе политической власти. — М.: Издательство ЛКИ, 2013.

6. Пряжников Н.С. Психология элитарности. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.

7. Человеческий капитал российских политических элит. Политико-психологический анализ / Под ред. Е.Б. Шестопал, А.В. Селезневой. — М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

В условиях снижения качества высшего образования в вузах, обучение в которых вызывает, мягко скажем, сомнение и недоверие, на рынок труда хлынут псевдоспециалисты. Каких врачей, учителей, инженеров и пр. может получить наше общество?! В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров — дело крупных, авторитетных вузов. Но если профессиональные компетенции призвана формировать учебная программа, то элитную составляющую будущего профессионала — психологическая работа.

На сегодняшний день в России сложилась достаточно серьезная элитологическая школа. Основные теоретико-методологические, практические, прикладные аспекты изучения элит отражены в работах Г.К. Ашина [1], С.И. Барзилова, О.В. Гаман-Голутвиной, А.В. Дуки, Э.А. Зелетдиновой, В.Г. Игнатова, П.Л. Карабущенко [2–4], С.А. Кислицына [5], О.В. Крыштановской, В.П. Мохова, Е.В. Охотского, А.В. Понеделкова, Н.С. Пряжникова [6], А.М. Старостина, А.Г. Чернышева, Е.Б. Шестопал [7] и др.

Особое значение проблема изучения элит имеет для современного образования. Образование, по мнению Ю.П. Попова, наряду со своей основной функцией должно производить отбор, то есть выделять достойных для выполнения определенной деятельности и отсеивать тех, у кого нет задатков для ее осуществления. Таким образом, следует выделять два типа образования: элитное и элитарное. Элитарное образование — это образование «закрытого типа», для детей узкого круга, в который входят люди по критериям высокого социального положения и богатства. Элитное образование — «открытый тип», стремится к выявлению выдающихся способностей и талантов детей из всех социальных страт независимо от материального достатка их родителей.

Научный анализ различных источников позволил нам построить теоретическую модель психологии элит [3], которая включает ряд составляющих:

• социально-психологическая зрелость — включенность личности во взаимодействие с окружающей социальной средой, толерантность, социальная представленность, социальный статус, степень влияния и авторитетности, уровень достижений, социальная ответственность и активность личности;

Для Цитирования:
Карабущенко Наталья Борисовна, Формирование элиты: проблемы и перспективы. Исследовательская платформа — вуз. Ученый совет. 2015;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: