* Републикация статьи: Кромина Л.А., Миронов В.В., Ярцев Р.А. Система формирования заказа литературы для вуза на основе ранжирования изданий по объективным показателям содержательной значимости // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 88–101.
Эффективность учебной и научной деятельности вуза существенно зависит от комплектования книжного фонда библиотеки, содержание которого во многом определяет и качество обучения студентов, и уровень поддержки проводимых вузом исследований.
Наиболее сложной и трудоемкой задачей комплектования, требующей принятия неоднозначных решений, является формирование заказа на литературу в издательствах, которое сводится к выбору номенклатуры и определению количества заказываемых изданий по полученным каталогам. Данная задача связана не только с обеспечением эффективности формируемого заказа как по содержанию закупаемых изданий, так и по экономическим показателям, но и с учетом большого количества ограничений, накладываемых нормативными требованиями Министерства науки и образования, а также суммой денежных средств, выделяемых вузом на закупку литературы [3].
В условиях действующих ограничений существующие средства автоматизации заказа не обеспечивают определение его номенклатуры без привлечения экспертных оценок, а также не учитывают все имеющиеся ограничения [1; 2; 15; 16]. Поэтому сотрудники библиотеки вынуждены формировать заказ практически вручную, привлекая сотрудников вуза в качестве экспертов. При таком способе решения задачи число анализируемых вариантов заказа ограниченно, а его содержание не отражает реальных потребностей вуза в литературе из-за субъективности экспертных оценок.
Возникающие затруднения не устраняются и путем применения известных концептуальных средств [3; 7; 8] из-за отсутствия объективных методов оценки содержания закупаемых изданий и его соответствия информационным потребностям вуза.
Для повышения эффективности комплектования книжного фонда вуза предлагается разработать систему формирования заказа литературы на основе ранжирования изданий по объективным показателям содержательной значимости.