По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Из опыта образовательной политики советской власти и Белого движения на юге России в годы Гражданской войны (1917–1920)

Суханова Наталья Ивановна профессор кафедры новейшей истории России, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», доктор исторических наук, Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а, E-mail: office@mgou.ru

В статье проведен сравнительный анализ образовательной политики советской власти и Белого движения в годы Гражданской войны на юге России. Если большевики считали необходимым создать систему государственного народного образования, основанную на минимуме знаний для детей рабочих и крестьян и атеизме, то белые возвращали старую школу, сохраняя частное образование и его связь с церковью. Образовательная политика стала одной из причин поворота населения региона в сторону советской власти.

Литература:

1. Бриль Г. Генезис социального конфликта в России (1917 — начало 1930-х гг.). — Кострома, 1998. — С. 33.

2. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. р. 5. Оп. 1. Д. 174. Л. 5, 13, 14.

3. ГАКК. Ф. р. 5. Оп. 1. Д. 268. Л. 107, 108.

4. ГАКК. Ф. р. 5. Оп. 1. Д. 180. Л. 1, 25, 58.

5. ГАКК. Ф. р. 5. Оп. 1. Д. 172. Л. 13; Д. 226. Л. 12.

6. ГАКК. Ф. р. 5. Оп. 1. Д. 198. Л. 49; Д. 172. Л. 147.

7. ГАКК. Ф. р. 5. Оп. 1. Д. 174. Л. 34, 35, 109, 97; Ф. 158. Оп. 1. Д. 32. Л. 177.

8. ГАКК. Ф. р. 5. Оп. 2. Д. 25. Л. 98.

9. ГАРО (Государственный архив Ростовской области). Ф. 861. Оп. 1. Д. 100. Л. 33.

10. ГАРО. Ф. 861. Оп. 1. Д. 100. Л. 25; Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 173. Л. 13.

11. ГАСК (Государственный архив Ставропольского края). Ф. р. 65. Оп. 1. Д. 14. Л. 36.

12. ГАСК. Ф. 2618. Оп. 1. Д. 2. Л. 55.

13. ГАСК. Ф. 77. Оп. 1. Д. 1432. Л. 4, 7, 9, 10, 12, 13, 33, 34, 48.

14. ГАСК. Ф. 96. Оп. 1. Д. 149. Л. 9.

15. ГАСК. Ф. р. 869. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.

16. ГАСК. Ф. 248. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

17. ГАСК. Ф. 96. Оп. 3. Д. 277. Л. 13, 52.

18. ГАСК. Ф. 96. Оп. 3. Д. 276. Л. 50.

19. ГАСК. Ф. 96. Оп. 3. Д. 277. Л. 41.

20. ГАСК. Ф. р. 498. Оп. 1. Д. 9. Л. 10.

21. ГАСК. Ф. р. 1655. Оп. 1. Д. 49. Л. 74.

22. ГАСК. Ф. р. 1892. Оп. 1. Д. 34. Л. 8.

23. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 318.

24. Директивы ВКП(б) и постановления Советского Правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917–1947 гг. — М. — Л., 1947. — Вып. 1. — С. 10–13.

25. Известия Пятигорского Совета рабочих, солдатских и горских депутатов. 1918. 14 мая; ГАСК. Ф. р. 678. Оп. 1. Д. 139. Л. 208; Центр хранения документов новейшей истории Краснодарского края. Ф. 11. Оп. 1. Д. 30. Л. 1.

26. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 37. — С. 34.

27. Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 38. — С. 116.

28. Магомедов Ш.М. Северный Кавказ в трех революциях. — М.: Наука, 1986. — С. 178.

29. Метьюз М. Становление системы привилегий в Советском государстве // Вопросы истории. — 1993. — № 6. — С. 36.

30. Покровский Г. Деникинщина. — Берлин, 1926. — С. 47–48.

31. Ставропольские ведомости. — 1918. — 7 сентября. — № 45.

Государственное строительство, утверждение в общественном сознании идеологических основ большевизма и формирование нового общества были невозможны без организации культурного строительства. Оно виделось большевикам как система мер, включающая в себя принятие директивных и законодательно-распорядительных актов по вопросам культуры и их реализацию, создание системы партийного руководства культурной политикой, развертывание сети учреждений культуры и их финансирование, подготовку кадров, организацию всеобъемлющей политико-просветительной работы.

В 1917-м — первой половине 1918 года в структуре новой власти не было специальных разветвленных органов, которые ведали бы делами культурного строительства. В непосредственном ведении отделов ЦК РКП(б) и парткомов по работе в деревне и среди женщин находились отдельные направления культпросветработы. К середине 1918 года завершилась организация центрального государственного органа по руководству культурным строительством — Наркомпроса РСФСР и его местных органов [23].

Важнейшими задачами в культурной и духовно-нравственной сфере большевики считали утверждение в обществе новой морали, этики, противопоставление христианской вере атеистического понимания мира, необходимость уничтожения буржуазной культуры и создания новой, пролетарской. Они понимали, что борьба за собственное утверждение во власти носит не только политический, но и духовный характер, она имеет и культурное измерение. В качестве первоочередной большевики ставили задачу реформирования системы образования. Но в ситуации, при которой основные силы и средства уходили на нужды армии и экономики, а большинство преподавательского персонала не питали симпатий к новой власти, были возможны лишь частичные перемены в системе образования. При этом большое значение имела новая концепция образования, с утверждения которой и началась политика в сфере образования.

К лету 1918 года новая власть успела начать перестройку системы народного образования. Школа была отделена от церкви, абсолютное большинство просветительных учреждений в губерниях и уездах перешли в ведение Советов. 11 декабря 1917 года Совнарком РСФСР принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению». Все дело образования концентрировалось в руках государства. Это создавало предпосылки для утверждения единой системы народного образования, обеспечения идейной направленности обучения и воспитания подрастающего поколения. Согласно Положению ВЦИК «О единой трудовой школе» (сентябрь 1918 года), основными принципами образования были бессословность, доступность (бесплатное образование), единая программа учебного процесса, свободная от религиозного влияния.

Для Цитирования:
Суханова Наталья Ивановна, Из опыта образовательной политики советской власти и Белого движения на юге России в годы Гражданской войны (1917–1920). Ученый совет. 2015;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: