Государственное строительство, утверждение в общественном сознании идеологических основ большевизма и формирование нового общества были невозможны без организации культурного строительства. Оно виделось большевикам как система мер, включающая в себя принятие директивных и законодательно-распорядительных актов по вопросам культуры и их реализацию, создание системы партийного руководства культурной политикой, развертывание сети учреждений культуры и их финансирование, подготовку кадров, организацию всеобъемлющей политико-просветительной работы.
В 1917-м — первой половине 1918 года в структуре новой власти не было специальных разветвленных органов, которые ведали бы делами культурного строительства. В непосредственном ведении отделов ЦК РКП(б) и парткомов по работе в деревне и среди женщин находились отдельные направления культпросветработы. К середине 1918 года завершилась организация центрального государственного органа по руководству культурным строительством — Наркомпроса РСФСР и его местных органов [23].
Важнейшими задачами в культурной и духовно-нравственной сфере большевики считали утверждение в обществе новой морали, этики, противопоставление христианской вере атеистического понимания мира, необходимость уничтожения буржуазной культуры и создания новой, пролетарской. Они понимали, что борьба за собственное утверждение во власти носит не только политический, но и духовный характер, она имеет и культурное измерение. В качестве первоочередной большевики ставили задачу реформирования системы образования. Но в ситуации, при которой основные силы и средства уходили на нужды армии и экономики, а большинство преподавательского персонала не питали симпатий к новой власти, были возможны лишь частичные перемены в системе образования. При этом большое значение имела новая концепция образования, с утверждения которой и началась политика в сфере образования.
К лету 1918 года новая власть успела начать перестройку системы народного образования. Школа была отделена от церкви, абсолютное большинство просветительных учреждений в губерниях и уездах перешли в ведение Советов. 11 декабря 1917 года Совнарком РСФСР принял постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению». Все дело образования концентрировалось в руках государства. Это создавало предпосылки для утверждения единой системы народного образования, обеспечения идейной направленности обучения и воспитания подрастающего поколения. Согласно Положению ВЦИК «О единой трудовой школе» (сентябрь 1918 года), основными принципами образования были бессословность, доступность (бесплатное образование), единая программа учебного процесса, свободная от религиозного влияния.