По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль метакогнитивных инвариантов в формировании когнитивных компетенций

Гейн Александр Георгиевич профессор Института математики и компьютерных наук, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, Россия, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19, E-mail: a.g.gein@urfu.ru
Некрасов Владимир Петрович профессор Уральского технического института связи и информатики, кандидат технических наук, Россия, 620109, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 15, E-mail: nvp1947@mail.ru

В статье рассматривается понятие метакогнитивного инварианта как категории, позволяющей описывать когнитивную деятельность обучающихся. Приводятся примеры применения метакогнитивных инвариантов для формирования когнитивных компетенций выпускников вузов.

Литература:

1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Дис. д-ра псих. наук / А.В. Брушлинский. — М., 1997. — 387 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — 361 с.

3. Гейн А.Г. Когнитивные компетенции в инновационных моделях математических курсов / А.Г. Гейн, В.П. Некрасов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 108 с.

4. Гейн А.Г. Современное состояние компетентностного подхода в российском образовании / А.Г. Гейн // Ученый совет. — 2015. — № 9. — С. 64–70.

5. Мочалов А.Н. О модели метапредметных связей в юриспруденции / А.Н. Мочалов, А.Г. Гейн, В.П. Некрасов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2012. — № 1. — С. 83–89.

6. Пиаже Ж. Логика и психология / Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — С. 567–612.

7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.

Анализ современного состояния компетентностного подхода в российском образовании, проведенный в [4], привел к следующим выводам:

1. Содержание компетентностной парадигмы в российском общем и высшем образовании отличается от европейского преобладанием в ней когнитивной составляющей, что обусловлено особенностями современного экономического уклада России и соответствующим социальным заказом к образованию.

2. Когнитивные компетенции, как и компетенции любого вида, имеют метапредметный характер; однако сегодня основная тенденция (особенно в высшем образовании) состоит в интерпретации их как внутрипредметных.

3. Внутрипредметное рассмотрение когнитивных компетенций сопровождается их измельчением, в то время как их метапредметный характер требует их рассмотрения в качестве интегративных инструментов. Одним из последствий такого дробления когнитивных компетенций является формальное, а не содержательное применение компетентностного подхода при разработке программ учебных курсов.

4. Метапредметность когнитивных компетенций проявляется в организации учебной деятельности, основанной на усвоении когнитивных действий в рамках конкретных учебных дисциплин, но имеющих надпредметный характер. Описание метапредметности когнитивных компетенций можно осуществить через выделение метакогнитивных инвариантов учебных действий.

Кроме вышесказанного, необходимо остановиться еще на одной стороне компетентностного подхода в образовании — это деятельностный характер овладения компетенциями. Это положение подчеркивается всеми исследователями компетентностной парадигмы образования. При этом под деятельностью понимается не запоминание и последующее воспроизведение учебного материала, не механическое освоение алгоритмов решения стандартных задач и т.п., а учебная деятельность, понимаемая как основа развивающего обучения. Как известно, такая деятельность определяется зонами ближайшего и актуального развития [2]. И именно это обстоятельство задает как особенности содержания учебного материала, так и характер его предъявления (например, проблемность, ориентация на личные возможности обучающегося и т.д.). Тем самым при построении обучения на компетентностной основе требуется перевод формулировок, определяющих ту или иную компетенцию, на содержательно-деятельностный язык. Для когнитивных компетенций такой перевод в большинстве случаев осуществлялся, можно сказать, буквально и в лучшем случае оказывался сосредоточенным на воспитании готовности к решению продуктивных и творческих задач в рамках одного предмета, а нередко даже в пределах одной изучаемой темы. Именно отказ видеть в когнитивных компетенциях их метапредметный характер привел к тому во многих случаях формальному, а не содержательному исполнению компетентностного подхода, который мы наблюдаем сегодня в построении учебных программ и учебных курсов, особенно в высшей школе.

Для Цитирования:
Гейн Александр Георгиевич, Некрасов Владимир Петрович, Роль метакогнитивных инвариантов в формировании когнитивных компетенций. Ученый совет. 2015;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: