В статье показано, что воспитательная работа в настоящее время развивается в условиях, связанных с кризисными явлениями в экономике и на рынке труда, вызванными пандемией. В этой сложной ситуации и проходят важные для молодых людей процессы социализации. Автор представляет характеристику воспитания как специфического процесса, обращая внимание на то, что особое влияние на развитие личности оказывают такие факторы, как биологическая наследственность, социальное окружение, культура, индивидуальный и групповой опыт. Наследственность определяет темперамент человека и его физиологические особенности, однако личностные характеристики человека, его культура, опыт, ценностная система связаны не с его наследуемыми чертами, а приобретенными в процессе социализации. И здесь ведущими факторами выступают: влияние внешней среды, осуществляющей активное, но не целенаправленное воздействие на человека, и воспитание как целенаправленное и сознательное воздействие на человека, направленное на формирование у него целого ряда качеств и характеристик, отвечающих запросам конкретного общества на определенном этапе его развития. Материал статьи может представлять интерес для сотрудников, участвующих в организации воспитательного процесса в вузе во внеучебное время, а также для всех преподавателей, для которых воспитательная составляющая является частью педагогической деятельности и неотторжима от процесса передачи знаний.