По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.4 DOI:10.33920/nik-02-2205-01

Специфика и сложности реализации воспитательного процесса в современных условиях

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, д-р филос. наук, д-р культурологии, проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

В статье показано, что воспитательная работа в настоящее время развивается в условиях, связанных с кризисными явлениями в экономике и на рынке труда, вызванными пандемией. В этой сложной ситуации и проходят важные для молодых людей процессы социализации. Автор представляет характеристику воспитания как специфического процесса, обращая внимание на то, что особое влияние на развитие личности оказывают такие факторы, как биологическая наследственность, социальное окружение, культура, индивидуальный и групповой опыт. Наследственность определяет темперамент человека и его физиологические особенности, однако личностные характеристики человека, его культура, опыт, ценностная система связаны не с его наследуемыми чертами, а приобретенными в процессе социализации. И здесь ведущими факторами выступают: влияние внешней среды, осуществляющей активное, но не целенаправленное воздействие на человека, и воспитание как целенаправленное и сознательное воздействие на человека, направленное на формирование у него целого ряда качеств и характеристик, отвечающих запросам конкретного общества на определенном этапе его развития. Материал статьи может представлять интерес для сотрудников, участвующих в организации воспитательного процесса в вузе во внеучебное время, а также для всех преподавателей, для которых воспитательная составляющая является частью педагогической деятельности и неотторжима от процесса передачи знаний.

Литература:

1. Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад / Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. — М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. — 96 с. — С. 4–6.

2. Борхсениус А.В. Инфодемия: понятие, социальные и политические последствия, методы борьбы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. — 2021. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infodemiya-ponyatie-sotsialnye-ipoliticheskie-posledstviya-metody-borby (дата обращения: 09.03.2021).

3. Ильинский И.М. Образование и кризис понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovanie-i-krizis-ponimaniya (дата обращения: 07.11.2021).

4. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад / науч. ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. — 46 с. — С. 36.

5. Костина А.В. Воспитательная работа в вузе как система: функции, структура, содержание // Ученый совет. — 2022. — № 3. — С. 176–185.

6. Костина А.В. Пандемия 2020–2021 гг. и ее осмысление в Сети [Текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2021. — № 10. — С. 754–763.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 04.11.2021).

1. Agranovich M.L., Yermachkova YU.V., Seliverstova I.V. Rossiyskoye obrazovaniye v kontekste mezhdunarodnykh indikatorov, 2019. Analiticheskiy doklad / Agranovich M.L., Yermachkova YU.V., Seliverstova I.V. — M.: Tsentr statistiki i monitoringa obrazovaniya FIRO RANKhiGS, 2019. — 96 s. — S. 4–6.

2. Borkhsenius A.V. Infodemiya: ponyatiye, sotsial'nyye i politicheskiye posledstviya, metody bor'by // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. — 2021. — № 1 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infodemiya-ponyatie-sotsialnye-ipoliticheskie-posledstviya-metody-borby (data obrashcheniya: 09.03.2021).

3. Il'inskiy I.M. Obrazovaniye i krizis ponimaniya // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2006. — № 2 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovanie-i-krizis-ponimaniya (data obrashcheniya: 07.11.2021).

4. Kachestvo obrazovaniya v rossiyskikh universitetakh: chto my ponyali v pandemiyu: Analiticheskiy doklad / nauch. red. Ye.A. Sukhanova, I.D. Frumin. — Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021. — 46 s. — S. 36.

5. Kostina A.V. Vospitatel'naya rabota v vuze kak sistema: funktsii, struktura, soderzhaniye // Uchenyy sovet. — 2022. — № 3. — S. 176–185.

6. Kostina A.V. Pandemiya 2020–2021 gg. i yeye osmysleniye v Seti [Tekst] / A.V. Kostina // Uchenyy sovet. — 2021. — № 10. — S. 754–763.

7. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» ot 31.07.2020 № 304-FZ [Elektronnyy resurs]. — URL: Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» ot 31.07.2020 № 304-FZ (poslednyaya redaktsiya) / Konsul'tantPlyus (consultant.ru) (data obrashcheniya: 04.11.2021).

Костина Анна Владимировна

Современная социокультурная и экономическая ситуация отличается совокупностью условий, затрудняющих процессы социализации молодежи, среди которых — кризисные явления в экономике, сложная ситуация на рынке труда, экологический кризис. При этом первой такой особенностью становится то, что наиболее конфликтогенным и стрессогенным феноменом для людей молодого возраста является пандемия и те социальные ограничения, которые с ней связаны [6, c. 754–763]. Согласно данным исследованиям, «почти три четверти студентов демонстрируют различные признаки психологического неблагополучия: из них около 20% — синдромы депрессии умеренной тяжести или тяжелой депрессии», причем особенной группой риска являются первокурсники, более остро переживающие «нехватку общения с преподавателями и сверстниками, обладают менее развитыми навыками саморегуляции и самоорганизации, критично важными для эффективного обучения в дистанционном и смешанном форматах» [4, c. 36]. Кроме того, осуществление образовательного процесса в дистанционном формате привело не только к сложностям усвоения учебного материала и снижению родительского и педагогического контроля, но также к обострению множества болезненных проблем — часто психологических — и сложностью их коррекции через механизмы воспитания.

Спецификой молодого возраста является то, что физическому взрослению не всегда соответствует социальное — молодые люди не всегда проявляет способность к сознательной регуляции своего поведения и испытывают различные психологические нагрузки, связанные с определением своего места в обществе, личными отношениями. Часто молодые люди демонстрируют неумение предвидеть последствия своих поступков, внешнюю агрессивность, асоциальное поведение. Психологические механизмы социализации связаны с усвоением чужого опыта, моделей поведения, ценностей, воспринимаемых как образцовые, желательные для воспроизводства через имитацию и идентификацию. Механизмы контроля поведения связаны с чувствами стыда, ориентированного на восприятие поступков человека референтной группой, и вины, связанной с самооценкой человека и контролируемой совестью. Сбои в процессе социализации, свидетельствующие о конфликте между личными и общественными интересами, могут проявляться в девиантном поведении — как стремлении уйти от общества, от повседневных проблем, преодолеть состояние неуверенности в своих силах.

Это свидетельствует о том, что наряду с описанными ранее механизмами воспитательного воздействия на обучающегося и формами воспитательной работы требуются и иные — связанные как с психологической помощью и поддержкой, так и с профилактическими мероприятиями — беседами и лекциями, направленными на информирование о последствиях социально деструктивной деятельности.

Соответственно, в штате университета и колледжа требуется должность педагога-психолога, отвечающего за мониторинг обучающихся на предмет их психологического состояния и проводящего тренинги, направленные на их гармонизацию с окружающим миром. Столь же необходимым является тесное сотрудничество с органами правопорядка, сотрудники которых могут посредством информирования о последствиях различных противоправных действий предотвратить проявления девиантного поведения.

Второй особенностью ситуации, в которой осуществляются сегодня процессы воспитания, является изменение содержания системы ценностей у современных студентов. Оно обусловлено самим содержанием общественного развития, переходом к цифровой экономике, индивидуализацией характера труда, требующего зачастую лишь подключения к интернету, и отходом от крупномасштабного производства, связанного с коллективными усилиями большого числа участников трудового процесса. Все это приводит к пересмотру таких базовых понятий для студенчества категорий, как дружба, воспринимая сегодня в большей мере как партнерство, сотрудничество, умение работать в коллективе; к не сформированности таких духовно-нравственных ценностей, как гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, трудолюбие, достоинство, гражданственность; к низкому уровню мотивации студентов к обучению и снижению понимания важности самого образования, ориентации, прежде всего, на жизненный успех; к повышенной требовательности к материально-техническим условиям организации учебного процесса, к соблюдению своих прав.

Стремление к конкурентоспособности на рынке труда требует от обучающихся необходимости постоянного образования. Прямая корреляция уровня образования, количества программ повышения квалификации и уровня заработной платы доказана исследованиями. Это мировая тенденция, однако в России она имеет специфику, которая связана с тем, что молодые люди настроены на многолетнее обучение — сначала на уровне среднего профессионального образования, затем — на уровне высшего — на бакалавриате и в магистратуре. Таким образом, среди россиян, имеющих третичное образование на перечисленных трех ступенях, гораздо больше, чем в других странах, обладателей дипломов о среднем профессиональном образовании. «В общей численности жителей нашей страны старше 24 лет, имеющих третичное образование, выпускники программ СПО составляют 44 %, а бакалавры, специалисты и магистры — 55%. Средние показатели по странам ОЭСР составляют соответственно 17 и 81 %» [1, c. 4–6].

Эта ситуация приводит к тому, что студенты не рассматривают высшее образование как такое, которое дается один раз на всю жизнь, они настроены на продолжение обучения и знают, что необходимые для профессиональной деятельности компетенции они смогут «добрать» и на следующих уровнях образования. Отсюда — отсутствие у многих установки на образование как условие овладения профессией и восприятие профессионального самоопределения в качестве отсроченной задачи, а самого университета — в большей степени как института социализации, предоставляющего возможности расширения кругозора и круга общения.

Следствием этого становится формирование у студентов позиции, связанной с высокой требовательностью к преподавателю, который «должен научить», к образовательной организации, которая должна обеспечить условия, к самому процессу образования, которое должно «быть интересным». С этим же связана и низкая степень ответственности студентов за результаты их образования — стремление вместо сдачи экзамена или зачета сразу ориентироваться на их пересдачу, которые легче, на получение диплома о высшем образовании без особых усилий. Это свидетельствует о незрелости и инфантильности значительной части современных студентов.

Все эти особенности современной эпохи, как эпохи индивидуализма, существенно усложняют осуществление процесса воспитания как процесса, направленного на социализацию студента и вовлечение его в круг значимых для всего общества ценностей и смыслов и требует особого воспитательного внимания.

Третьей особенностью современного воспитания выступает то, что оно реализуется в особом информационном контексте, связанном с активным функционированием интернета и сетевых технологий, что приводит к ориентации на образы, тиражируемые в медийном пространстве, отрыву от социальной реальности и замене реального общения сетевыми взаимодействиями, виртуализацией сознания.

Процессы цифровизации в условиях пандемии стали катализатором многих процессов — хотя бы потому, что было сокращено число социальных контактов для уменьшения риска заболевания. Перевод на цифровые платформы трудовой деятельности, социального общения, обучения, системы платежей, культурного досуга, занятий спортом в значительной степени сформировал определенные установки и потребления, и общественной активности.

Процессы изменения мышления под воздействием интернет-культуры были отмечены еще в 1990-е гг., практически сразу после широкого распространения интернет-технологий. Исследования выявили увеличение людей функционально неграмотных — владеющих первичными навыками чтения, но не способных к осознанию и пересказу текста (если это — художественный текст), не способных следовать его указаниям (если это — инструкция). У человека, сознание которого формируется посредством экранной культуры (компьютерами, мобильными телефонами, гаджетами), наблюдается стремление избегать в речи логических построений, основанных на причинно-следственных связях, и заменять их короткими фразами, заимствованными, в первую очередь, из сообщений СМИ. Сегодняшние молодые люди — школьники, студенты — с трудом воспринимают большие объемы информации, плохо запоминают, так как запоминание основано на понимании — что не схватывается разумом, где не видна логика связи элементов текста, то трудно и запоминается.

Мышление, не «приученное» к логическим процедурам, не может критически оценивать информацию, предоставляемую Сетью, и реагирует не на доказательность сообщения, а на его эмоциональность, позволяя открывать сознание для дезинформации. Эта ситуация является столь же опасной для социального и физического здоровья студентов, как и ситуация пандемии. Не случайно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила в свой терминологический словарь новое понятие — «инфодемия», рассматривая дезинформацию как информационную эпидемию, где фальшивые новости распространяются в разы быстрее, чем сам вирус [2].

Ситуация «инфодемии» позволяет говорить о том, что именно сетевые технологии стали основой новой социодинамики, а социальные сети в период инфодемии — структурообразующим элементом общества. И их влияние на общество в целом, а особенно на молодежь, для которой сетевая коммуникация является сегодня наиболее естественной, с каждым днем увеличивается.

Соответственно, сохранение рационального сознания, мышления, основанного на классической логике, самостоятельности суждения, ответственности — все это становится приоритетами в процессах воспитания новых специалистов — тех, кто будет работать с цифровыми технологиями, жить в сетевом мире, потреблять информацию из интернета, сохраняя при этом способность к ее сегрегации и верификации и оставаясь человеком со всем присущим ему набором качеств — эмоциональностью, сострадательностью, неравнодушием, способностью к помощи, а если требуется — самопожертвованием, любовью к Родине, уважением к ее истории и святыням.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ

Реализация и решение задач воспитания осуществляется в процессе обучения и во внеучебное время [5, c. 176–185]. Эти формы воспитания и способы организации воспитательного процесса неразрывно взаимосвязаны, что закреплено законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [7], а их разделение носит достаточно условный характер, так как воспитание осуществляется в течение всего периода обучения студента, на всех видах учебных и внеучебных мероприятий, во время учебных занятий, самостоятельной работы студентов, внеаудиторных мероприятий. Воспитание как в процессе обучения, так и во внеучебное время выполняет общие задачи и способствует:

— формированию интеллектуальной культуры, компетенций, связанных с профессиональной деятельностью, навыками планирования режима труда и отдыха;

— развитию мышления, памяти, аналитических, творческих способностей, стремления к постоянному самосовершенствованию;

— формированию нравственных сторон личности, мировоззренческих позиций, ценностных представлений, а также способности человека не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и понимать его [3]. При этом понимание становится не только процессом раскрытия смысла явления, но и процессом его формирования в конкретных деятельностных и коммуникативных ситуациях.

Несмотря на тесную взаимосвязь обучения и воспитания, значительная специфика воспитательной работы связана со сложностью определения ее результатов — прежде всего потому, что они носят отсроченный характер. Качество воспитательной деятельности не может приравниваться к качеству подготовки студентов и измеряться так же, как это определено процедурой государственной итоговой аттестации1. Речь может идти об ожидаемых результатах воспитательной работы и о примерных критериях оценки воспитательной работы2.

В качестве таких критериев выступают:

1. Наличие в университете условий реализации воспитательной работы: воспитывающей среды, оздоровительной и здоровьесберегающей системы и санитарно-гигиенического обеспечения учебно-воспитательного процесса, культуры быта.

2. Наличие нормативно-правового, кадрового, научно-методического обеспечения воспитательной деятельности.

3. Доступность для студентов источников информации, содержащих информацию о планируемых университетских событиях и мероприятиях: информации обо всех мероприятиях по плану воспитательной работы в вузе и на факультетах; информации о проведении научных мероприятий, о встречах с выдающимися учеными, политиками и общественными деятелями; информации о мероприятиях, связанных с построением карьеры и трудоустройством студентов вуза и выпускников; информации о стипендиях, о встречах с выпускниками вуза.

4. Эффективность работы по управлению системой воспитательной работы и студенческого самоуправления. Наличие: структурных подразделений, деятельность которых направлена на организацию внеучебной работы; материалов опросов студентов, связанных с их оценкой образовательного процесса в вузе; системы поощрения студентов в виде стипендий, почетных грамот, занесение в Книгу лучших выпускников вуза; практики участия студентов в работе Ученого совета, стипендиальной комиссии университета.

5. Эффективность организации и осуществления образовательной деятельности: использование потенциала гуманитарных дисциплин в учебном процессе как основного воспитательного ресурса вуза; обеспечение условий дополнительного образования студентов (наличие программ / количество студентов дополнительного образования, программ личностного развития студентов, программ повышения квалификации преподавателей и сотрудников в сфере воспитательной деятельности); наличие кураторов учебных групп; участие студентов во внеучебных мероприятиях, направленных на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

6. Систематичность и эффективность работы студенческих общественных организаций и объединений, добровольческой и волонтерской деятельности: наличие в вузе Совета обучающихся университета и факультетов, Студенческого научного общества, Зеленого университета, Творческого союза «Университет молодежи»; численность социально активных студентов, участников добровольческого, волонтерского, экологического движения, ее рост; наличие проектов и реализованных инициатив, организация и проведение социально ориентированных, досуговых, спортивных, научных мероприятий, направленных на профессиональное и личностное становление обучающихся.

7. Эффективность досугово-творческой, научно-исследовательской, социально-культурной деятельности: наличие объединений, творческих студий, спортивных секций, различных форм организации досуга студентов; организация и проведение мероприятий, направленных на формирование ценностей патриотизма и гражданственности (Неделя патриотического воспитания, Всероссийский патриотический форум, митинг, посвященный Дню Победы, акция «Линия Памяти», песенный марафон «Песни Победы», другое); наличие студенческой газеты, радиовещания, видеостудии, наглядной агитации.

8. Эффективность профориентационной деятельности, работы по трудоустройству студентов и выпускников: количество студентов, получивших помощь в Центре содействия трудоустройству выпускников; установление сотрудничества с Московским или региональными правительствами (организация стажировок), с центрами Московского правительства «Моя карьера» и многофункциональными центрами «Мои документы» (мастер-классы по трудоустройству), Департаментом труда и социальной защиты населения, Антимонопольной службой, Центром «Моя Работа», кадровыми агентствами (электронный банк вакансий); наличие базы выпускников и студентов, нуждающихся в помощи трудоустройства, их анкет; подключение университета к цифровой карьерной среде «Факультетус».

9. Сотрудничество с государственными структурами, общественными объединениями, образовательными организациями, в том числе зарубежными: наличие договоров, соглашений о сотрудничестве с учреждениями культуры, образовательными организациями, молодежными организациями города и области, направленных на расширение социального партнерства и повышение имиджа университета, на эффективный обмен опытом в сфере воспитания студенческой молодежи; наличие договоров, соглашений о сотрудничестве с зарубежными вузами; наличие связей с работодателями, родителями, государственными органами и общественными организациями.

10. Наличие профилактических мероприятий, направленных на предупреждение социально неприемлемых форм активности студентов: организация и проведение лекций и бесед с приглашением специалистов МВД, ФСБ, ФМС, направленных на правовое воспитание студентов (количество мероприятий); проведение разъяснительной работы о правилах проживания в общежитии, фиксация результатов посещений общежитий представителями факультетов, сотрудниками Управления по внеучебной работе со студентами в специальном журнале; организация психолого-консультационной помощи и поддержки нуждающимся в ней студентам, проведение исследований, направленных на выявление студентов, нуждающихся в помощи педагога-психолога.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Статья написана без привлечения финансирования.

Conflict of interests. The authors declares no conflicts of interest.

Financing. The article was written without attracting funding.

Язык статьи:
Действия с выбранными: