По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2205-05

Пространство и время: от философского понимания — к естественно-научному

Воскобойников Анатолий Эммануилович научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: laer_tino@mail.ru

Автор показывает: редкие проблемы волновали человека на протяжении веков так глубоко, как тайны пространства и времени. Лишь постепенно постигая их скрытые механизмы, можно надеяться лучше понять, куда и как устремляется существующий мир и каково в нем назначение человека. Однако даже самые сложные понятия начинаются порою с самых банальных определений (и никуда от этого не уйти). Общеизвестны такие: понятие пространства выражает сосуществование и отделенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения; понятие времени передает последовательность событий, их длительность. В статье предлагаются различные подходы к трактовке пространства и времени — как в философском понимании, так и в естественно-научном. Раскрывается содержание таких качеств времени и пространства, как несотворимость, необратимость, неповторимость, неотвратимость. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке дисциплин, связанных с естествознанием.

Литература:

1. Воскобойников А.Э. Космические аспекты культурно-модернизационного развития земной цивилизации // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — № 4. — С. 7.

2. Воскобойников А.Э. Три в одном: Мироздание — Человек — Творчество // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 1. — С. 269–282.

3. Воскобойников А.Э. Универсальная эволюция в земном масштабе // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2015. — № 3. — С. 6.

4. Рубин В. Исаак Ньютон. Мальчик, играющий на морском берегу [Электронный ресурс]. — URL: Исаак Ньютон. Мальчик, играющий на морском берегу (Валерий Рубин) / Проза.ру (proza.ru).

1. Voskoboynikov A.E. Kosmicheskiye aspekty kul'turno-modernizatsionnogo razvitiya zemnoy tsivilizatsii // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2014. — № 4. — S. 7.

2. Voskoboynikov A.E. Tri v odnom: Mirozdaniye — Chelovek — Tvorchestvo // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2018. — № 1. — S. 269–282.

3. Voskoboynikov A.E. Universal'naya evolyutsiya v zemnom masshtabe // Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. — 2015. — № 3. — S. 6.

4. Rubin V. Isaak N'yuton. Mal'chik, igrayushchiy na morskom beregu [Elektronnyy resurs]. — URL: Isaak N'yuton. Mal'chik, igrayushchiy na morskom beregu (Valeriy Rubin) / Proza.ru (proza.ru).

Вечное молчание этих беспредельных пространств устрашает меня.

Блез Паскаль

Неоценимый вклад в изучение пространства и времени внесла философия. К сожалению, я вынужден только очень лаконично упомянуть об этом. Впрочем, многие крупнейшие мыслители, чьи концепции оказали значительное влияние на научное мировоззрение (А. Эйнштейн, Н. Бор, В.И. Вернадский и др.), были одновременно и ученымиестественниками и учеными-философами, выводящими изучаемые проблемы на мировоззренческий и онтолого-гносеологический уровень.

Существуют объективные и субъективные пространство и время.

Можно выделить такие типы объективного времени:

1) физическое;

2) биологическое;

3) социокультурное (социально-историческое). Аналогично выделяются типы объективного пространства.

Физическое время проявляется в физических изменениях, биологическое — в биологических изменениях, социокультурное — в социокультурных изменениях. Физическое пространство характеризуется физическими перемещениями, порядком расположения и протяженностью, биологическое — жизнеобеспечивающими конфигурациями, перемещениями и пр.

Типы субъективных пространства и времени таковы:

1) индивидуально-психические (Я-пространство и Я-время);

2) социально-психические (Мы-пространство и Мы-время);

3) эстетические (реализуются в эстетических переживаниях); например, это воображаемые пространство и время художественно описываемых событий.

Что касается информационного пространства-времени, то оно является наиболее емким, в значительной мере включая в себя перечисленные выше субъективные формы.

Многие важные жизненные события одновременно связаны и с физическим, и с биологическим, и с социокультурным возрастом (деторождение, женитьба и пр.). Так, например, существует три возрастных «нормы» для деторождения: статистическая, оптимальная биологическая и оптимальная социокультурная.

Все рассмотренные выше типы времени глубоко взаимосвязаны с соответствующими им типами пространства.

Для Цитирования:
Воскобойников Анатолий Эммануилович, Пространство и время: от философского понимания — к естественно-научному. Ученый совет. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: