По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45 DOI:10.33920/nik-02-2205-07

Апокалиптическое мироощущение и его отражение в кинематографе XX века

Кирсанова Анна Владимировна аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: miss.muz-anuta@yandex.ru, ORCID. 0000-0002-0859-534x

В статье прослеживается становление и развитие апокалиптического жанра и его воплощение в различных направлениях — литературе и кино (на примере СССР и России). Проводится анализ идей, образов героев в кинематографе, а также подчеркивается актуальность страхов, которые составляли почву для кинокартин в каждый период истории. На основе катастрофического мироощущения выявлены черты, присущие российскому и советскому кинематографу, а также прослежена эволюция смысла, идей и образов в фильмах советского периода и современных кинокартинах.

Литература:

1. Ковалов О. Кино перемен: Письма мертвого человека // Сеанс. — 2014. — 19.03 [Электронный ресурс]. — URL: https://seance.ru/articles/pismo-lopushansky/

2. Тарковский А. ХХ век и художник // Искусство кино. — 1989. — № 4. — C. 89.

3. Тарковский А. Слово об Апокалипсисе // Искусство кино. — 1989. — № 2. — C. 99.

4. Шервуд О. Первая примерка автомата Калашникова // Сеанс. — 2010. — 26.05 [Электронный ресурс]. — URL: https://seance.ru/articles/pervaya_primerka/

5. Collins John J. The Apocalyptic Imagination: An Introduction to Jewish Apocalyptic Literature. — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans, 1998/

6. Lücke F. Versuch einer vollständigen Einleitung in die Offenbarung Johannis und in die gesamte apokalyptische Literatur (Bonn: Weber, 1832).

7. List of apocalyptic films [Электронный ресурс]. — URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/List_of_apocalyptic_films (дата обращения 20.12.2020).

8. Ostwalt Conrad E. (2016) Visions of the End: Secular Apocalypse in Recent Hollywood Film. — Journal of Religion & Film. — Vol. 2. — Iss. 1. — Article 4.

9. Hamonic Wynn Gerald. Global Catastrophe in Motion Pictures as Meaning and Message: The Functions of Apocalyptic Cinema in American Film // Journal of Religion & Film. — 2017. — Vol. 21. — Iss. 1. — Article 36. — P. 10.

10. Hamonic Wynn Gerald. Verdens Undergang and the Birth of Apocalyptic Film: Antecedents and Causative Forces // Journal of Religion & Film. — 2016. — Vol. 20. — Iss. 3. — Article 30.

11. Frank Kermode. The Sense of an Ending: Studies in the Theory of Fiction with a New Epilogue (Oxford: Oxford University Press, 2000).

1. Kovalov O. Kino peremen: Pis'ma mertvogo cheloveka // Seans. — 2014. — 19.03 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://seance.ru/articles/pismo-lopushansky/

2. Tarkovskiy A. KHKH vek i khudozhnik // Iskusstvo kino. — 1989. — № 4. — C. 89.

3. Tarkovskiy A. Slovo ob Apokalipsise // Iskusstvo kino. — 1989. — № 2. — C. 99. 4. Shervud O. Pervaya primerka avtomata Kalashnikova // Seans. — 2010. — 26.05 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://seance.ru/articles/pervaya_primerka/

5. Collins John J. The Apocalyptic Imagination: An Introduction to Jewish Apocalyptic Literature. — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans, 1998/

6. Lücke F. Versuch einer vollständigen Einleitung in die Offenbarung Johannis und in die gesamte apokalyptische Literatur (Bonn: Weber, 1832).

7. List of apocalyptic films [Elektronnyy resurs]. — URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/List_of_apocalyptic_films (data obrashcheniya 20.12.2020).

8. Ostwalt Conrad E. (2016) Visions of the End: Secular Apocalypse in Recent Hollywood Film. — Journal of Religion & Film. — Vol. 2. — Iss. 1. — Article 4.

9. Hamonic Wynn Gerald. Global Catastrophe in Motion Pictures as Meaning and Message: The Functions of Apocalyptic Cinema in American Film // Journal of Religion & Film. — 2017. — Vol. 21. — Iss. 1. — Article 36. — P. 10.

10. Hamonic Wynn Gerald. Verdens Undergang and the Birth of Apocalyptic Film: Antecedents and Causative Forces // Journal of Religion & Film. — 2016. — Vol. 20. — Iss. 3. — Article 30.

11. Frank Kermode. The Sense of an Ending: Studies in the Theory of Fiction with a New Epilogue (Oxford: Oxford University Press, 2000).

Категория сочинений, которые могут быть обозначены как «апокалиптические», стала общепринятой после исследования Ф. Люкке [6]. Самые ранние апокалиптические произведения содержали идею о конце света. Апокалиптическая традиция прошлого оказала влияние на современные литературные произведения. Уже в XVIII веке был создан пласт литературы, который описал все возможные проявления конца света — эпидемии, инопланетное вторжение, истощение земель, уничтожение Земли кометой, ядерную войну. Появление апокалиптики — жанра научной фантастики — можно отнести к французскому писателю Жану-Батисту Кузену де Гренвилю. Его поэма «Последний человек» (1805 г.) — первое современное светское произведение, изображающее конец света. Вторым произведением считается роман Мэри Шелли «Последний человек» (1826 г.), который описывает будущее, где человеческое общество вынуждено выживать в мире, зараженном чумой. Эдгар Алан По и его апокалиптический рассказ «Разговор Эйроса и Хармионы» (1839 г.) содержит сюжет уничтожения Земли кометой. Реальными обстоятельствами для написания рассказа послужило движение последователей Миллера и скорое ожидание конца света, а также замеченные в начале XIX века кометы — Галлея (1835 г.) и Энке (1838 г.). Следующие шестьдесят лет произведения апокалиптической фантастики публиковались не столь часто.

С конца XIX века человечество разочаровалось в идее технооптимизма. Кризисные явления XX века, стихийные бедствия, войны стали основой пессимистического взгляда на историю, сформировав и современные апокалиптические представления не только в религиозной сфере, но и в светской. Первая мировая война явилась кульминационной точкой, разрушившей оптимистический посыл богословия с его концепцией премилленаризма. По мнению В. Хаммоника, катастрофических событий, со статистической точки зрения, было не больше, чем в предыдущие десятилетия, но их широкое освещение в СМИ заставило людей больше осознавать эти происшествия [10].

Литература, искусство отражают апокалиптические настроения. В. Васнецов — картина-фреска «Страшный суд» (1904), О. Редон — литография «Апокалипсис святого Иоанна» (1899), А. Беклин «Чума» (1898), А. Гудвин «Апокалипсис» (1903), в литературе — Р. Джеффрис «После Лондона» (1885), М. Ф. Шил «Пурпурное облако» (1901), К. Фламмарион «Омега: Последние дни мира» (1894), Джон Митчелл «Последний американец» (1889) — все эти произведения содержат в той или иной форме апокалиптичесие настроения.

Для Цитирования:
Кирсанова Анна Владимировна, Апокалиптическое мироощущение и его отражение в кинематографе XX века. Ученый совет. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: