Категория сочинений, которые могут быть обозначены как «апокалиптические», стала общепринятой после исследования Ф. Люкке [6]. Самые ранние апокалиптические произведения содержали идею о конце света. Апокалиптическая традиция прошлого оказала влияние на современные литературные произведения. Уже в XVIII веке был создан пласт литературы, который описал все возможные проявления конца света — эпидемии, инопланетное вторжение, истощение земель, уничтожение Земли кометой, ядерную войну. Появление апокалиптики — жанра научной фантастики — можно отнести к французскому писателю Жану-Батисту Кузену де Гренвилю. Его поэма «Последний человек» (1805 г.) — первое современное светское произведение, изображающее конец света. Вторым произведением считается роман Мэри Шелли «Последний человек» (1826 г.), который описывает будущее, где человеческое общество вынуждено выживать в мире, зараженном чумой. Эдгар Алан По и его апокалиптический рассказ «Разговор Эйроса и Хармионы» (1839 г.) содержит сюжет уничтожения Земли кометой. Реальными обстоятельствами для написания рассказа послужило движение последователей Миллера и скорое ожидание конца света, а также замеченные в начале XIX века кометы — Галлея (1835 г.) и Энке (1838 г.). Следующие шестьдесят лет произведения апокалиптической фантастики публиковались не столь часто.
С конца XIX века человечество разочаровалось в идее технооптимизма. Кризисные явления XX века, стихийные бедствия, войны стали основой пессимистического взгляда на историю, сформировав и современные апокалиптические представления не только в религиозной сфере, но и в светской. Первая мировая война явилась кульминационной точкой, разрушившей оптимистический посыл богословия с его концепцией премилленаризма. По мнению В. Хаммоника, катастрофических событий, со статистической точки зрения, было не больше, чем в предыдущие десятилетия, но их широкое освещение в СМИ заставило людей больше осознавать эти происшествия [10].
Литература, искусство отражают апокалиптические настроения. В. Васнецов — картина-фреска «Страшный суд» (1904), О. Редон — литография «Апокалипсис святого Иоанна» (1899), А. Беклин «Чума» (1898), А. Гудвин «Апокалипсис» (1903), в литературе — Р. Джеффрис «После Лондона» (1885), М. Ф. Шил «Пурпурное облако» (1901), К. Фламмарион «Омега: Последние дни мира» (1894), Джон Митчелл «Последний американец» (1889) — все эти произведения содержат в той или иной форме апокалиптичесие настроения.