По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.02 DOI:10.33920/nik-02-2205-02

Массовая культура как форма производства образов, идей и смыслов: художественность и пропаганда

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, проф. кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: edward.makarevich@mail.ru
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р социол. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук), Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. почта: philosophy.mosgu@gmail.com

В либерально-демократическом обществе развитие массовой культуры определяется рынком. Авторы показывают, что социальный заказ исходит от руководства компаний, производящих «культурную продукцию», от издательских концернов, кинематографических и телевизионных корпораций, музыкальных фирм. Финансируют только те проекты, которые удовлетворяют компанию, продюсеры отбирают только те сценарии и «раскручивают» те проекты и тех исполнителей, которые удовлетворяют вкусам и установкам социальных групп общества. Престижные премии в любой сфере искусства (например, премия Американской академии киноискусств «Оскар») даются авторам тех произведений, которые отвечают идеологическим установкам и критериям художественного воплощения. А всякая премия — это тоже своего рода ориентир для художников. В статье показано, что массовая культура выступает в качестве формы производства образов, идей и смыслов.

Литература:

1. Михалков-Кончаловский А.С. Низкие истины: [Воспоминания] / Андрей Кончаловский; [Лит. запись А. Липкова]. — М.: ТОО «Коллекция "Совершенно секретно"», 1998. — 381 c.

2. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: Пер. с англ. / Макс Лернер. — М.: Радуга, 1992. — 22 см. — Т. 2. — М.: Радуга. — 670 с.

3. Русское советское искусство (живопись, скульптура, графика). 1917–1950. — М., 1954.

4. Терц А. Что такое социалистический реализм. — Париж, 1988 [Электронный ресурс]. — URL: Абрам Терц. Что такое социалистический реализм. 1988. EBook 2014 (vtoraya-literatura.com) (дата обращения: 02.04.2021).

5. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты: Пер. с немецкого М.А. Кузнецова. — М. — СПб.: Медиум, Ювента, 1997. — 312 с.

6. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 15 томах / А.П. Чехов; [сост. О. Дорофеев]. — М.: Терра, 1999–2000. — Т. 15.: Избранные письма. 1892–1904. — 2000. — 383 с.

7. Эпштейн Э. Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает индустрия: Пер. с англ. М. Иутина. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 199 c.

8. Adams J.T. The epic of America [Текст] / by James Truslow Adams. — Boston: Little, Brown and co., 1931. — VIII. — 433 с.

1. Mikhalkov-Konchalovskiy A.S. Nizkiye istiny: [Vospominaniya] / Andrey Konchalovskiy; [Lit. zapis' A. Lipkova]. — M.: TOO «Kollektsiya "Sovershenno sekretno"», 1998. — 381 c.

2. Lerner M. Razvitiye tsivilizatsii v Amerike: Per. s angl. / Maks Lerner. — M.: Raduga, 1992. — 22 sm. — T. 2. — M.: Raduga. — 670 s.

3. Russkoye sovetskoye iskusstvo (zhivopis', skul'ptura, grafika). 1917–1950. — M., 1954.

4. Terts A. Chto takoye sotsialisticheskiy realizm. — Parizh, 1988 [Elektronnyy resurs]. — URL: Abram Terts. Chto takoye sotsialisticheskiy realizm. 1988. EBook 2014 (vtoraya-literatura.com) (data obrashcheniya: 02.04.2021).

5. Khorkkhaymer M., Adorno T. Dialektika Prosveshcheniya. Filosofskiye fragmenty: Per. s nemetskogo M.A. Kuznetsova. — M. — SPb.: Medium, Yuventa, 1997. — 312 s.

6. Chekhov A.P. Sobraniye sochineniy: v 15 tomakh / A.P. Chekhov; [sost. O. Dorofeyev]. — M.: Terra, 1999–2000. — T. 15.: Izbrannyye pis'ma. 1892–1904. — 2000. — 383 s.

7. Epshteyn E. Ekonomika Gollivuda. Na chem na samom dele zarabatyvayet industriya: Per. s angl. M. Iutina. — M.: Al'pina Pablisher, 2011. — 199 c.

8. Adams J.T. The epic of America [Tekst] / by James Truslow Adams. — Boston: Little, Brown and co., 1931. — VIII. — 433 s.

Социальный заказ как метод управления массовой культурой существует во всех обществах, но воплощается в зависимости от типа общества. Массовая культура не может существовать без социального заказа, ибо ее продукты связаны в достаточной степени с обеспечением идеологической пропаганды, а их производство — с необходимостью привлечения немалых финансовых и материальных средств, которые имеются или у государства, или у частных компаний. В либеральном обществе социальный заказ поддерживается системой рейтингов, которые контролируют продаваемость той или иной продукции массовой культуры, а отсюда определяют и значимость творчества того или иного представителя интеллектуальной и художественной интеллигенции. Не художественный и интеллектуальный уровень произведений, а их продаваемость движет сегодня социальным заказом. Поэтому произведения массовой культуры создаются по законам маркетинга.

Этот заказ осуществляется через систему финансирования, институт продюсеров, систему конкурсов на создание произведений массовой культуры: «Процесс производства в Голливуде имеет все качества любой американской промышленности: машинная технология, разделение труда, массовое производство, бюрократия, иерархия... Механизация распространяется даже на написание большинства сценариев, хотя это и раздражает писателей, которых привлекают высокие ставки Голливуда, но приводят в ярость голливудские методы работы... Ибо оригинальный роман или пьеса должны быть “вылизаны” — это значит “поправлены”, а иногда искажены, чтобы удовлетворить требованиям экрана и рынка. Роман должен пройти через множество рук, пока не будет содержать те компоненты, которые в точности отвечают данной формуле» [2, c. 339].

Ныне насаждаемый в России неконтролируемый американский, по преимуществу, «культурный» рынок продает иной продукт. Этот рынок исправно ставит на конвейер производство мифов, образов, стереотипов, которые потом транслируются системой массовых коммуникаций. Все во имя прибыли. Непрерывный поток образов, стереотипов, сменяющих друг друга мифов заставляет человека терять представление о реальном мире, его реальный жизненный опыт заменяется искаженным, навязанным все теми же стереотипами, образами, мифами. Здесь во всей красе господствует «ложное сознание». В условиях такого рынка массовые коммуникации эффективно манипулируют массовым сознанием. Стихийный ли это процесс по воле рынка или регулируемый «какой-то» группой?

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, Массовая культура как форма производства образов, идей и смыслов: художественность и пропаганда. Ученый совет. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: