В статье представлен обзор литературы, посвященный современным подросткамстаршеклассникам. Объективные условия функционирования общества способствовали формированию у подростков ряда особенностей, отличающих их от сверстников предыдущих поколений. При анализе публикаций выявлены типичные и наиболее распространенные для современных подростков особенности. Многие из них представляют угрозу здоровью. 1. Дифференциация населения по экономическому признаку снизила качество жизни подростков, которое они остро переживают. 2. В образе жизни подростков наблюдается нарастание девиантного поведения. Из всех форм отклоняющегося поведения наибольшее значение приобрело потребление психоактивных веществ — курение, потребление алкоголя и наркотических веществ. 3. Характерной особенностью подростков является смена авторитетов: роль семьи в воспитательной политике утрачивается, значимость социального окружения возрастает. 4. Современных подростков характеризуют низкий культурный уровень, бездуховность. 5. Использование современных технических средств, обладающих функциями развивающего образования, способа связи и проведения досуга, оказывает положительное и отрицательное влияние на подростков. 6. Отмечены изменения психоэмоциональной сферы в двух направлениях: с одной стороны, психоэмоциональные отклонения, а с другой — опережающее развитие детей и увеличение числа одаренных детей. 7. Подростки усваивают те ценности, которые позволяют им адаптироваться к социальной и биологической среде и определять жизненные цели. Реализация целей старшеклассниками предполагает высокий уровень здоровья, опирающийся на ценностное отношение к здоровью. Гипотетически сложившаяся ситуация в жизни общества могла спровоцировать, кроме отмеченных особенностей, изменения и ценностно-мотивационных ориентаций. Последние регулируют поведение, определяющее здоровье/нездоровье. Изучение ценностных ориентаций и особенностей современных подростков представляет интерес и является целью научного исследования. Интерпретация результатов исследования будет представлена во второй части статьи.