По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.89

Концептуальный подход к оценке особенностей и ценностных ориентаций современных старшеклассников

Маркова Алла Иннокентьевна кандидат медицинских наук, врач-методист детской городской поликлиники № 125
Васильева Татьяна Михайловна главный врач детской городской поликлиники № 125.
Касимовская Наталия Алексеевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», E-mail: kasim0307@mail.ru
Матвеева Анастасия Александровна социальный работник детской городской поликлиники № 125, E-mail: a_matveeva92@mail.ru

В статье представлен обзор литературы, посвященный современным подросткамстаршеклассникам. Объективные условия функционирования общества способствовали формированию у подростков ряда особенностей, отличающих их от сверстников предыдущих поколений. При анализе публикаций выявлены типичные и наиболее распространенные для современных подростков особенности. Многие из них представляют угрозу здоровью. 1. Дифференциация населения по экономическому признаку снизила качество жизни подростков, которое они остро переживают. 2. В образе жизни подростков наблюдается нарастание девиантного поведения. Из всех форм отклоняющегося поведения наибольшее значение приобрело потребление психоактивных веществ — курение, потребление алкоголя и наркотических веществ. 3. Характерной особенностью подростков является смена авторитетов: роль семьи в воспитательной политике утрачивается, значимость социального окружения возрастает. 4. Современных подростков характеризуют низкий культурный уровень, бездуховность. 5. Использование современных технических средств, обладающих функциями развивающего образования, способа связи и проведения досуга, оказывает положительное и отрицательное влияние на подростков. 6. Отмечены изменения психоэмоциональной сферы в двух направлениях: с одной стороны, психоэмоциональные отклонения, а с другой — опережающее развитие детей и увеличение числа одаренных детей. 7. Подростки усваивают те ценности, которые позволяют им адаптироваться к социальной и биологической среде и определять жизненные цели. Реализация целей старшеклассниками предполагает высокий уровень здоровья, опирающийся на ценностное отношение к здоровью. Гипотетически сложившаяся ситуация в жизни общества могла спровоцировать, кроме отмеченных особенностей, изменения и ценностно-мотивационных ориентаций. Последние регулируют поведение, определяющее здоровье/нездоровье. Изучение ценностных ориентаций и особенностей современных подростков представляет интерес и является целью научного исследования. Интерпретация результатов исследования будет представлена во второй части статьи.

Литература:

1. Александров А.А., Иванова Е.И., Розанов В.Б. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2008. — № 2. — С. 31–35.

2. Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я., Курмаева Е.А. // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — № 6 (6). — С. 25–27.

3. Ахмерова С.Г. // Вестник новых медицинских технологий. Тематический выпуск «Актуальные вопросы теории и практики медицины». — 2010. — № 3. — С. 184–188.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути их решения. — М.: Литтерра, 2007. — 213 с.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. — М., 2006. — 412 с.

6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Текшева Л.М. // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — № 7 (1). — С. 18–20.

7. Баранов А.А., Сухарева Л.М. // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — № 5 (5). Приложение 1. Школы и здоровье. — С. 14–20.

8. Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г., Абольян Л.В. // Вопросы социальной педиатрии. — 2012. — № 11 (4). — С. 7–12.

9. Волгина С.Я., Кондратьев А.С., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Шавалиев Р.Ф. // Вопросы современной педиатрии. — 2013. — № 12 (3). — С. 5–11.

10. Воронова Б.З. // Вопросы современной педиатрии. — 2003. — № 2. — С. 69–72.

11. Воронцова Н.А. / 1-й Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — 182 с.

12. Гуревич К.Г. // Проблемы управления здравоохранением. — 2011. — № 4 (59). — С. 26–29.

13. Здоровьеформирующее образование как фактор оптимальной жизнедеятельности молодого поколения. — Казань, 2007. — 25 с.

14. Ильенкова Н.А., Мазур Ю.Е. // Вопросы современной педиатрии. — 2011. — № 10 (5). — С. 5–9.

15. Картаева Р.А., Доскин В.А. // Вопросы современной педиатрии. — 2014. — № 13 (4). — С. 7–11.

16. Кошкина Е.И., Киржанова В.В. Здоровье нации — основа процветания России / Материалы 2-го Всероссийского форума. — М., 2006. — С. 39–42.

17. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. // Гигиена и санитария. — 2011. — № 4. — С. 53–57.

18. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. — М., 2009. — 239 с.

19. Леонова И.А., Хомич М.М. // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 72–75.

20. Ляхович А.В., Маркова А.И. // Справочник врача общей практики. — 2014. — № 8. — С. 51–64.

21. Максимова Т.М. // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002. — № 2. — С. 40–46.

22. Маркова А.И., Ляхович А.В. // Вопросы современной педиатрии. — 2010. — № 9 (6). — С. 19–25.

23. Маркова А.И., Ляхович А.В., Гутман М.Р. // Гигиена и санитария. — 2012. — № 2. — С. 55–60.

24. Маркова А.И., Ляхович А.В., Лозовская А.С. // Гигиена и санитария. — 2011. — № 3. — С. 69–74.

25. Материалы Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации (Москва, 2001) // Социальная профилактика и здоровье. — 2003. — № 2. — С. 22–28.

26. Менделевич Б.Д., Шувалова М.П. // Вопросы современной педиатрии. — 2009. — № 8 (5). — С. 5–9.

27. Мирзоев В.А. // Гигиена и санитария. — 2010. — № 1. — С. 71–73.

28. Муталов А.Г., Ширяева Г.П., Вахитова Г.А., Дружинина Н.А. // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — № 6 (6). — С. 122–126.

29. Покрасс М.А. Активная депрессия. Добрая сила тоски. — Самара, 2001. — 202 с.

30. Профилактика артериальной гипертензии и других сердечно-сосудистых заболеваний в условиях общеобразовательных школ. Пособие для врачей и учителей. — М., 2006. — 108 с.

31. Рахманин Ю.А., Ушаков И.Б., Соколова Н.В., Рапопорт И.К. // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 67–71.

32. Романова Т.И., Акиньшин В.И. // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — № 7 (3). — С. 17–19.

33. Сахарова В.Г. // Гигиена и санитария. — 2009. — № 2. — С. 70–75.

34. Сахарова Г.М., Антонов Н.С. // Справочник поликлинического врача. — 2008. — С. 14–15.

35. Скворцова Е.С., Миронова И.А. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2007. — № 2. — С. 42–46.

36. Скворцова Е.С., Миронова И.А. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2007. — № 3. — С. 18–22.

37. Степанян Л.С., Степанян А.Ю., Григорян В.Г. // Гигиена и санитария. — 2010. — № 6. — С. 50–55.

38. Степнова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д., Воронова Б.З., Лашнева И.П. // Гигиена и санитария. — 2014. — № 1. — С. 108–111.

39. Текшева Л.М., Барсукова Н.К., Чумичева О.А., Хавтан З.Х. // Гигиена и санитария. — 2014. — № 2. — С. 60–65.

40. Фельдштейн Д.И. // Национальный психологический журнал. — 2010. — № 2 (4). — С. 6–11.

41. Хамаганова Т.Г., Крылов Д.Н., Даниленко О.В. // Гигиена и санитария. — 2000. — № 1. — С. 71–73.

42. Черненков Ю.В., Гуменюк О.И. // Гигиена и санитария. — 2009. — № 3. — С. 84–86.

43. Чечельницкая С.М. // Социальная профилактика и здоровье. — 2003. — № 2. — С. 4–14.

44. Чичерин Л.П. // Вопросы современной педиатрии. — 2006. — № 5 (5). — Школа и здоровье. — С. 68–71.

45. Чубаровский В.В. // Гигиена и санитария. — 2009. — № 2. — С. 63–66.

46. Тачина С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2003. — 24 с.

Продолжающаяся с конца прошлого века неустойчивость в сфере экономики и политики способствовала изменению функционирования самого человека и его социально-экономического статуса. Произошел слом привычного образа жизни, дискредитация многих нравственных ориентиров и ценностей, возникли социальные противоречия, снизились стрессоустойчивость и адаптированность организма человека. Специфика исторического момента объективно обусловила качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека [43; 46]. Индикатором всех преобразований является детское население, которое прямо или опосредованно испытывает на себе бремя всех потрясений, происходящих в стране. В новой ситуации изменения культурно-исторической среды выступают «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играют роль источника развития»1.

Сегодняшние подростки качественно отличаются от сверстников 1990-х годов. Это другие дети — дети нового времени. Именно существующие условия функционирования общества определяют мировоззрение молодежи, жизненные ценности, перспективу, субъективную модель поведения и здоровье. Для каждого времени характерны свои особенности. Они также специфичны и для современной молодежи. В то же время нельзя говорить, что особенности сегодняшних подростков являются производными новой эпохи. Они выявлялись и прежде, но не столь масштабно. Широта их распространенности в подростковой и молодежной популяции на современном этапе позволяет говорить о новых качественных характеристиках. Эти приметы нового времени отмечают исследователи.

1. Существенное влияние на жизненную позицию подрастающего поколения оказывает дифференциация населения по экономическому признаку, которую они остро переживают. Дети из семей среднего достатка, а особенно из малообеспеченных семей имеют меньше шансов на получение высшего образования, ограничены в возможностях получения качественной медицинской помощи и питания, не удовлетворены возможностями саморазвития (интеллектуального и физического) и творческой организацией досуга [3; 7; 8; 25; 27; 31; 46].

Для Цитирования:
Маркова Алла Иннокентьевна, Васильева Татьяна Михайловна, Касимовская Наталия Алексеевна, Матвеева Анастасия Александровна, Концептуальный подход к оценке особенностей и ценностных ориентаций современных старшеклассников. Справочник врача общей практики. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: