При стратегическом планировании развития частной поликлиники необходимо учитывать ее внутренние особенности как организации, а также свойства внешней среды. Для этого целесообразно использование SWOT-анализа. SWOTанализ предполагает разделение факторов, описывающих объект исследования (поликлинику), на четыре категории: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats). В современном SWOT-анализе можно выделить три основных этапа: 1) выявление перечня факторов, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду объекта; 2) оценка и ранжирование выявленных факторов; 3) формулирование стратегий развития объекта на основе пересечений пар факторов [1].
С целью разработки рекомендаций по стратегическому планированию развития частной поликлиники нами был проведен SWOT-анализ. Объектом исследования стали 11 поликлиник города Москвы, работающих в негосударственном секторе здравоохранения. Предметом исследования было мнение руководителей поликлиник, полученное методом анкетирования с помощью специально разработанных анкет; единицами наблюдения — главные врачи и их заместители, заведующие отделениями, а также старшие медицинские сестры. Респонденты должны были ранжировать по 10-балльной шкале степень значимости для перспектив развития поликлиники ее сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз.
Всего было заполнено 28 анкет. На первом этапе были выявлены факторы, характеризующие внешнюю и внутреннюю среду поликлиник. Анализ ответов позволил определить основные сильные стороны поликлиник (рис. 1).
В качестве основных сильных сторон респондентами были названы (в порядке убывания значимости): наличие дневного стационара (ДС) (256 баллов); электронная амбулаторная карта (251 балл); автоматизация рабочих процессов (243 балла); широкий ассортимент медицинских услуг (232 балла); оснащение современным медицинским оборудованием (225 баллов); благоприятный имидж (225 баллов); высокая квалификация медицинского персонала (223 балла); наличие системы контроля качества (223 балла); менеджмент (223 балла); использование в работе стандартов оказания медицинской помощи (209 баллов); высокая инновационная активность администрации (207 баллов); система непрерывного профессионального развития (204 балла); достаточное финансирование (198 баллов); система дистанционного обучения (194 балла).