Представленные Рекомендации по физиологическому обоснованию режимов труда водителей автомобилей, занятых пассажирскими перевозками, были разработаны более сорока лет назад. В методических рекомендациях обобщен опыт работы Горьковского НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Разработчики провели глубокие исследования влияния условий труда водителей на функциональное состояние организма. Приведена разнообразная статистика показателей состояния здоровья работников автотранспорта. Даны рекомендации по рационализации режимов труда и отдыха водителей пассажирского автотранспорта. И хотя некоторые положения Рекомендаций устарели, представленный материал сохраняет свою актуальность для медицинских работников, занятых обслуживанием водителей автомобилей, и для специалистов по охране труда. Он интересен также с точки зрения оценки изменения условий труда водителей за прошедшие 40 лет.
Приведены общие и специальные требования техники безопасности для работников автотранспортных предприятий. Обращается внимание на меры, предупреждающие опасность травмирования. Рассмотрены причины и виды производственных травм, действия, которые следует предпринять для оказания первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве. Материал статьи рекомендуется использовать в проведении учебных занятий по подготовке работников автотранспортных предприятий и транспортных цехов по охране труда и технике безопасности.
Обосновывается позиция, с которой безопасность труда водителей во многом связывается с психологическими особенностями поведения водителей. Приводятся мнения ученых о влиянии психологических установок водителей на характер управления транспортным средством. Анализируются результаты опросов сотрудников ГИБДД, которые, в частности, указывают на необходимые изменения системы подготовки водителей. Показано, что сочетание некоторых личностных качеств водителя, например склонность к необоснованному риску, с психофизиологическим состоянием опьянения значительно повышает вероятность отрицательных последствий. Статья ориентирует на изучение индивидуальных стилей управления транспортным средством, на внедрение современных методик обучения безопасному вождению, повышение квалификации опытных водителей с учетом знания психологии.
В предыдущей статье «Как оценить профессиональный риск», опубликованной в 12-м номере журнала за 2016 г., автором проведен сравнительный анализ использования трех методик оценки профессионального риска с целью выявления их достоинств и недостатков. В настоящей статье речь идет о методике оценки индивидуального профессионального риска на основе сведений об условиях труда на рабочем месте и медицинских осмотров персонала. Приведены формулы расчета показателя индивидуального профессионального риска с учетом условий труда на рабочем месте (по результатам замеров в ходе специальной оценки условий труда и производственного контроля) и состояния здоровья работника.
Показано влияние нервно-эмоционального напряжения на здоровье, работоспособность и профессиональную надежность водителей. Раскрывается смысл понятия профессиональной надежности водителя. Представлены главные риски снижения его профессиональной надежности. Приводятся результаты исследований труда водителей в условиях высокой нервно-эмоциональной нагрузки. Обращается внимание специалистов АТП по охране труда и технике безопасности на необходимость диагностики и оценки стрессоустойчивости водителей. Даются рекомендации по оценке стрессоустойчивости водителей и психокоррекции их поведения.