Прошло пять лет объявленного в 2010 г. Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций «Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения» на 2011–2020 гг. Но вопросы обеспечения безопасности дорожного движения продолжают оставаться актуальными.
Безопасность труда водителей во многом обусловлена их психологическими особенностями, выступающими в момент управления транспортным средством активным элементом системы «человек — техника — среда». Поэтому важной задачей является исследование психологии водителей и характера ее влияния на обеспечение безопасности труда.
Одной из существенных психологических особенностей, влияющих на безопасность, считается психофизиологическое состояние водителя, а наиболее опасным состоянием, в котором совершаются дорожнотранспортные происшествия с тяжелыми последствиями, является опьянение.
Сошлемся на исследования, проводимые специалистами в области автотранспортной психологии, согласно которым люди довольно объективно оценивают угрозу своего опьянения, а влияние уровня опьянения на их функциональные возможности, по их определению, гораздо сильнее. Обращается внимание на то, что значительная часть дорожных происшествий оказывается связанной с легким опьянением водителей. В данном состоянии реальный функциональный потенциал водителя несколько снижается, но он этого не ощущает, а, наоборот, за счет тонизирующего воздействия небольшой дозы алкоголя у него возникает дополнительная активизация нервной системы, и оценка своих возможностей существенно возрастает.
Беседа с сотрудниками Госавтоинспекции, проходившими повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России, показывает следующее. По опыту их общения с участниками дорожного движения, существенную опасность представляет состояние так называемого похмелья, при котором у водителей наблюдаются рассеянное внимание, головная боль, тремор рук, раздражительность и другие нежелательные симптомы. При этом сотрудники акцентируют внимание на проблеме официальной и законной фиксации данного состояния у водителя как противопоказания к управлению им транспортным средством. Они указывают на необходимость предусмотреть в нормативных правовых актах прохождение водителем освидетельствования не только на наличие опьянения, но и на состояние похмельного синдрома с целью отстранения водителя от управления транспортным средством в случае соответствующего результата.