По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656:612.82

Как психологические установки водителей влияют на безопасность их труда

Борисова С. Е. канд. психол. наук, доцент, Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2

Обосновывается позиция, с которой безопасность труда водителей во многом связывается с психологическими особенностями поведения водителей. Приводятся мнения ученых о влиянии психологических установок водителей на характер управления транспортным средством. Анализируются результаты опросов сотрудников ГИБДД, которые, в частности, указывают на необходимые изменения системы подготовки водителей. Показано, что сочетание некоторых личностных качеств водителя, например склонность к необоснованному риску, с психофизиологическим состоянием опьянения значительно повышает вероятность отрицательных последствий. Статья ориентирует на изучение индивидуальных стилей управления транспортным средством, на внедрение современных методик обучения безопасному вождению, повышение квалификации опытных водителей с учетом знания психологии.

Прошло пять лет объявленного в 2010 г. Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций «Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения» на 2011–2020 гг. Но вопросы обеспечения безопасности дорожного движения продолжают оставаться актуальными.

Безопасность труда водителей во многом обусловлена их психологическими особенностями, выступающими в момент управления транспортным средством активным элементом системы «человек — техника — среда». Поэтому важной задачей является исследование психологии водителей и характера ее влияния на обеспечение безопасности труда.

Одной из существенных психологических особенностей, влияющих на безопасность, считается психофизиологическое состояние водителя, а наиболее опасным состоянием, в котором совершаются дорожнотранспортные происшествия с тяжелыми последствиями, является опьянение.

Сошлемся на исследования, проводимые специалистами в области автотранспортной психологии, согласно которым люди довольно объективно оценивают угрозу своего опьянения, а влияние уровня опьянения на их функциональные возможности, по их определению, гораздо сильнее. Обращается внимание на то, что значительная часть дорожных происшествий оказывается связанной с легким опьянением водителей. В данном состоянии реальный функциональный потенциал водителя несколько снижается, но он этого не ощущает, а, наоборот, за счет тонизирующего воздействия небольшой дозы алкоголя у него возникает дополнительная активизация нервной системы, и оценка своих возможностей существенно возрастает.

Беседа с сотрудниками Госавтоинспекции, проходившими повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России, показывает следующее. По опыту их общения с участниками дорожного движения, существенную опасность представляет состояние так называемого похмелья, при котором у водителей наблюдаются рассеянное внимание, головная боль, тремор рук, раздражительность и другие нежелательные симптомы. При этом сотрудники акцентируют внимание на проблеме официальной и законной фиксации данного состояния у водителя как противопоказания к управлению им транспортным средством. Они указывают на необходимость предусмотреть в нормативных правовых актах прохождение водителем освидетельствования не только на наличие опьянения, но и на состояние похмельного синдрома с целью отстранения водителя от управления транспортным средством в случае соответствующего результата.

Для Цитирования:
Борисова С. Е., Как психологические установки водителей влияют на безопасность их труда. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: