На водителя автотранспорта воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 г., удельный вес работников транспорта, имеющих право на компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, составил 56,5 % от общей численности работников. По этому показателю транспорт занимает второе место после организаций по добыче полезных ископаемых (79,3 %).
В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность — указывается в Методических рекомендациях МР 2.2.0085-14. 2.2. Гигиена. Гигиена труда. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств, утв. Роспотребнадзором 06.02.2014 (Методические рекомендации). Усугубляют действие факторов рабочей среды внепроизводственные факторы, например такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек.
Методические рекомендации отмечают, что работа по жесткому графику и установленному маршруту, постоянная ответственность за безопасность пассажиров и грузов, недостаток времени на осмотр водителей в начале и конце смены, снижение качества пред- и послерейсовых медицинских осмотров, ненадлежащий контроль условий труда и отдыха водителей приводят к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда.
Вышеизложенное означает, что к личным и профессиональным качествам водителей автотранспорта, а также к работе сотрудников автотранспортных предприятий (АТП), отвечающих за надежность и безопасность труда водителей, должны предъявляться повышенные требования.
Результатом совместных усилий работников АТП в этом направлении должно стать достижение безошибочного и своевременного выполнения трудовой деятельности, способность водителя работать «без отказов», т. е. без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и дорожнотранспортных происшествий. Такой итог совместной работы служб АТП и водителей указанные выше методические рекомендации определяют как профессиональную надежность водителя.