По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656:612.821

Влияние режима труда на самочувствие водителей пассажирского автотранспорта

Представленные Рекомендации по физиологическому обоснованию режимов труда водителей автомобилей, занятых пассажирскими перевозками, были разработаны более сорока лет назад. В методических рекомендациях обобщен опыт работы Горьковского НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Разработчики провели глубокие исследования влияния условий труда водителей на функциональное состояние организма. Приведена разнообразная статистика показателей состояния здоровья работников автотранспорта. Даны рекомендации по рационализации режимов труда и отдыха водителей пассажирского автотранспорта. И хотя некоторые положения Рекомендаций устарели, представленный материал сохраняет свою актуальность для медицинских работников, занятых обслуживанием водителей автомобилей, и для специалистов по охране труда. Он интересен также с точки зрения оценки изменения условий труда водителей за прошедшие 40 лет.

Успешность деятельности водителя зависит от многих факторов, в числе которых видное место занимают режимы труда и отдыха. Для представителей водительских профессий режимы труда и отдыха имеют особо важное значение ввиду того, что качество деятельности водителя — параметр, во многом зависящий от режима труда, — в значительной мере определяет степень безопасности движения на дорогах.

На автотранспорте в отличие от других видов транспорта настоящего времени отсутствуют физиологически обоснованные рекомендации по режимам труда и отдыха водителей, в связи с чем при разработке этих режимов работники автомобильного транспорта исходят преимущественно из соображений экономического характера. Медицинские работники, занятые обслуживанием водителей, уделяют крайне мало внимания вопросам регламентации их труда и отдыха.

Создание физиологически обоснованных режимов труда и отдыха водителей затрудняется вследствие применяющегося на автотранспорте месячного учета рабочего времени, который регламентирует не длительность отдельной рабочей смены, а суммарное время, проработанное водителем в течение месяца. Естественно, что при такой регламентации на пассажирском автотранспорте практикуется большое количество разнообразных режимов, преду сматривающих зачастую длительные (12–13-часовые) рабочие смены. Отсутствие физиологически обоснованного Положения о режимах труда водителей пассажирского автотранспорта в значительной степени объясняется и малым количеством научно-исследовательских работ, посвященных этим вопросам, и противоречивостью имеющихся в данных работах рекомендаций.

Задача рационализации режимов труда и отдыха водителей пассажирского автотранспорта требует прежде всего определения оптимальной и предельно допустимой длительности рабочей смены для каждого вида пассажирских перевозок. Определение предельно допустимой длительности позволяет в условиях месячного учета рабочего времени при необходимости удлинения рабочей смены (такая необходимость может быть обусловлена видом перевозок, особенностями маршрута, нехваткой водителей на автопредприятии и т. п.) разработать режим труда и отдыха, не оказывающий существенного отрицательного влияния на организм водителей (разумеется, для разработки режимов необходимо участие экономистов, социологов и др.).

Для Цитирования:
Влияние режима труда на самочувствие водителей пассажирского автотранспорта. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: