Успешность деятельности водителя зависит от многих факторов, в числе которых видное место занимают режимы труда и отдыха. Для представителей водительских профессий режимы труда и отдыха имеют особо важное значение ввиду того, что качество деятельности водителя — параметр, во многом зависящий от режима труда, — в значительной мере определяет степень безопасности движения на дорогах.
На автотранспорте в отличие от других видов транспорта настоящего времени отсутствуют физиологически обоснованные рекомендации по режимам труда и отдыха водителей, в связи с чем при разработке этих режимов работники автомобильного транспорта исходят преимущественно из соображений экономического характера. Медицинские работники, занятые обслуживанием водителей, уделяют крайне мало внимания вопросам регламентации их труда и отдыха.
Создание физиологически обоснованных режимов труда и отдыха водителей затрудняется вследствие применяющегося на автотранспорте месячного учета рабочего времени, который регламентирует не длительность отдельной рабочей смены, а суммарное время, проработанное водителем в течение месяца. Естественно, что при такой регламентации на пассажирском автотранспорте практикуется большое количество разнообразных режимов, преду сматривающих зачастую длительные (12–13-часовые) рабочие смены. Отсутствие физиологически обоснованного Положения о режимах труда водителей пассажирского автотранспорта в значительной степени объясняется и малым количеством научно-исследовательских работ, посвященных этим вопросам, и противоречивостью имеющихся в данных работах рекомендаций.
Задача рационализации режимов труда и отдыха водителей пассажирского автотранспорта требует прежде всего определения оптимальной и предельно допустимой длительности рабочей смены для каждого вида пассажирских перевозок. Определение предельно допустимой длительности позволяет в условиях месячного учета рабочего времени при необходимости удлинения рабочей смены (такая необходимость может быть обусловлена видом перевозок, особенностями маршрута, нехваткой водителей на автопредприятии и т. п.) разработать режим труда и отдыха, не оказывающий существенного отрицательного влияния на организм водителей (разумеется, для разработки режимов необходимо участие экономистов, социологов и др.).