Год назад в Москве открыт новый мемориальный музей братьев Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Дом был детально изучен, обмерен и обследован в 1970-х. В данной статье предлагается подробный анализ обследований. Возможно, этот материал интересен будет в качестве учебного пособия для студентов и молодых специалистов: показать достоинства и недостатки осуществленного проекта.
Мариупольский краеведческий музей — старейший в Донецком регионе. Более ста лет комплектовались его фонды. Музей пострадал в ходе военных действий. Во время пожара сгорели экспозиционные залы и фондохранилище, было утрачено более 90% музейных предметов. Спасенные артефакты нуждаются в реставрации.
Колесница, созданная в ознаменование заслуг русской артиллерии в одержанных победах в Семилетней войне (1756–1763), прославляет мужество и героизм русского солдата, величие государства Российского и является наглядным и убедительным свидетельством неразрывности и преемственности героических традиций российского воинства. Реставрация была проведена при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реставрации осуществлен под руководством заместителя директора музея кандидата культурологии, заслуженного работника культуры РФ С.В. Успенской. Исполнитель — коллектив реставраторов под руководством художника-реставратора высшей категории Шибанова А.А.
В статье дается представление об актуальных реставрационных методиках применяемых при реставрации древнерусской иконописи. Основным условием при проведении раскрытия древнерусской живописи от поздних записей и потемневшей олифы является использование микроскальпеля, а весь процесс работы происходит под микроскопом. Автор заостряет внимание на том, что разные участки живописи требуют индивидуально подобранной методики.
В 2023–2024 гг. в знаменитой московской усадьбе Льва Толстого пройдут ремонтно-реставрационные работы. Об истории и уникальности музея и о том, что уже сделано.
История корпоративных музеев уходит корнями в далекое прошлое. 13 (24) января 1709 года по инициативе Петра I на базе Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге был создан «Музей-камора» (будущий Центральный военно-морской музей). На пять лет событие опередило открытие «Кунсткамеры» — первого официального музея России. За последние десятилетия в России прекратили существование тысячи компаний, вместе с ними бесследно исчезли уникальные промышленные коллекции. Но отмечается и процесс возвращения к культурным традициям, открываются новые современные музеи, реконструируются действующие, появляются другие форматы, например, виртуальные корпоративные музеи. Данная статья открывает диалог о феномене корпоративного музея. Эксперты и участники Конкурса Корпоративный музей на страницах журнала делятся опытом, взглядами, перспективами развития. Возрождение традиции корпоративных музеев — важная составляющая программы развития межкультурных связей промышленных предприятий и общества. Корпоративные музеи несут культурную и образовательную миссию, заботливо сохраняют традиции прошлого для будущих поколений.
В статье дан краткий обзор вебинара «Индустриальное наследие: как показывать и что показывать?», организованного ИКОМ России, где поднимались теоретические вопросы, связанные с индустриальным наследием, а также были рассмотрены примеры зарубежных и российских музеев.
Этический кодекс ИКОМ для музеев — это фундамент, на котором строится вся работа ИКОМ. Кодекс определяет базовые стандарты профессиональной деятельности музеев и их сотрудников. Вступая в ИКОМ, каждый член этой организации соглашается подчиняться требованиям данного Кодекса. В настоящее время готовится 4-я редакция этического кодекса ИКОМ для музеев, однако до сих пор поднимаются вопросы о его практическом применении в музеях.